Воздушная перспектива

Существует множество различных видов перспективы, однако именно воздушная перспектива так важна для работы с изображением пространства в пейзажах и рисунках.

Воздушная перспектива в пейзаже и рисунке

По сути, есть специальная наука, описывающая это явление — оптика, наука, описывающая природу видимого нами света. Но не будем углубляться в физику. Для нас важно, что предметы по мере удаления от наших глаз теряют свою четкость, насыщенности и ясность очертаний. Как раз этому виной воздушная перспектива. Вернее — эффект рассеивания света в воздухе.





Но кроме потери четкости, наблюдаемые нами предметы могут даже менять свой цвет. Например, небо выглядит синим потому что воздух рассеивает свет с короткой волной (сине-зеленый) сильнее длинноволнового излучения.



А на закате мы видим обратную картину. Из-за того, что свет в этом случае падает по касательной к поверхности земли, часть спектра с короткой волной рассеивается в воздухе, не достигнув земли так, что небо окрашивается в красные оттенки.



Правила воздушной перспективы

Однако, художники используют воздушную перспективу не для объяснения законов природы, а для создания глубины пространства.

  • Во-первых, в живописи предметы на заднем плане, будь то горный пейзаж или дальняя часть натюрморта, принято писать более холодным, хотя даже здесь бывают исключения. Сейчас мастера во многом отказываются или опускают привычные законы академической живописи.

  • Во-вторых, удалённые детали на полотне или рисунке имеет смысл рисовать более общими масками и менее яркими штрихами, зачастую прибегая к упрощенным геометрическим формам. Это помогает как бы сфокусировать взгляд зрителя.

  • Кроме того, предметы переднего плана пишутся более насыщенными и контрастными дабы подчеркнуть их близость к зрителю. 



Изучением явлений воздушной перспективы занимался ещё Леонардо Да Винчи. Будучи невероятно любознательного внимательным созерцателем, он использовал свои наблюдения в работах, что можно легко заметить на его полотнах.