Третьяковская галерея открывает выставку крупного современного живописца и скульптора Наталии Турновой (род. 1957). Она принадлежит к числу самых ярких, серьезных и драматических художников современности, последовательно движется в избранном направлении на протяжении десятилетий, удивляя зрителей новыми шагами и пластическими открытиями.
Турнова вошла на российскую художественную сцену во второй половине 1980-х годов, а с 1990-х стала одним из самых востребованных авторов, персональные выставки которой проходили в ведущих музеях, центрах и галереях Москвы. О ее творчестве размышляют и пишут лучшие отечественные критики и историки искусства.
В начале 2010-х годов Турнова переосмысляет некоторые художественные позиции, что приводит к трансформации пластического и образного строя ее работ. На время она отстранилась от публичных показов. Проект «Безмолствующие» включает произведения, ранее неизвестные публике, это результат работы автора за несколько последних лет. Выставка открывает новые, неожиданные грани искусства Наталии Турновой.
Наталия Турнова окончила факультет промышленного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). В 1985 году она стала членом молодежной секции Московского союза художников, а в 1996-м вступила в секцию художников монументально-декоративного искусства (Монументалисты Москвы) МСХ. Турнова участвовала в более чем 200 групповых международных и российских проектах, включая выставки в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, а также международную биеннале скульптуры в Феллбахе (Германия) и биеннале графики в Калининграде.
Турнова — чуткий колорист, наделенный мощным живописным даром. В ее картинах определяющую роль — и смысловую, и эмоциональную — играет цвет, интерес к которому идет из впечатлений детства. Турнова родилась в Кабуле, в Афганистане, а в пять лет оказалась с родителями в Бирме, куда ее отца, молодого специалиста, отправили на работу. Огромные «пылающие» деревья с ярко-красными цветами, интенсивная цветовая палитра всего, что окружало ее в Бирме, на всю жизнь остались для Турновой самыми завораживающими впечатлениями. Возможно, именно оттуда, с колоритного и пряного Востока, берет начало жажда цвета, которая живет в художнице до сих пор и определяет ее работу.
Поступая в Строгановку, Турнова оказалась на факультете промышленного дизайна, но мыслила себя только живописцем. Ее ориентирами в искусстве были Анри Матисс, Андре Дерен и художники ХХ века, для которых главным в работе был яркий и выразительный цвет. После окончания института одной из знаковых в творческой судьбе Турновой стала встреча с художником Борисом Орловым. Орлов отметил в работах начинающего живописца неординарный взгляд, оригинальный почерк и особый вектор движения в пространство «другого», не реалистического искусства. Действительно, Турнову не привлекала работа в традиционной реалистической манере, но и поп-арт, и соц-арт представлялись ей чуждыми, слишком сухими и рассудочными.
Долгое время Турнова искала свой путь. Подобно ученому, она методично экспериментировала с цветом, изучала его особенности при изменении насыщенности и интенсивности, ставила перед собой художественные задачи и с увлечением их решала. Этот исследовательский этап был для нее периодом внутреннего становления — Турнова оттачивала интересные ей средства художественной выразительности, вырабатывала индивидуальный пластический язык и одновременно выявляла органичную этому языку смысловую составляющую работ, их особый образный строй. Довольно рано Турнова начала работать сериями. Она экспериментировала — создавала и абстрактные произведения, и работы с текстами. Постепенно Турнова осознала, что для нее как для художника главной задачей является передача внутреннего состояния человека, а в живописи больше всего возможностей для этого дают портретные изображения. Этот жанр позволяет художнику напрямую обратиться к зрителю-собеседнику, а заинтриговав его необычным, условным, но никогда не шаржированным изображением известного персонажа, побудить к рассматриванию живописной ткани произведения — красоты нанесения мазка, фактурной лепки формы, модуляций цвета. Среди известных портретных серий Турновой — «Полклводцы», «Любовь», «Старость», «Агрессия».
Настоящая выставка Наталии Турновой в зале спецпроектов Третьяковской галереи на Крымском Валу включает две новые серии работ, созданные за последние пять лет: одна из них, давшая название всей выставке, — это 7 скульптурных объектов, выполненных из металла, вторая состоит из 14 картин.
В своих рассуждениях о работе Турнова говорит о необходимости некоего добровольного затворничества художника, потребности в молчании и внутренней сосредоточенности для создания по-настоящему искренних и глубоких произведений. Тема проекта — «Безмолвствующие» — отражает обычно скрытую за внешним спокойствием и благополучием внутреннюю борьбу человека со своим «я», со своими страстями. По мнению художника, только погрузившись в молчание и заглянув внутрь себя, можно понять, что тобой управляет, и попытаться бороться со страстями и искушениями, в плену которых ты оказался. Живописная серия — это интенсивные по цвету, с сильной энергетикой монументальные полотна, на которых изображены лица-головы, передающие различные состояния человека. Представленная серия скульптур из алюминия, меди, стали, грубого холста-мешковины — совершенно новый для Турновой пластический ход, неожиданный поворот в ее искусстве. Ранее она работала с объемом, используя для объектов рукотворное папье-маше. В противоположность этому «Безмолвствующие» выполнены из промышленных материалов. Эти почти абстрактные скульптуры, напоминающие то ли рыцарские шлемы с опущенным забралом, то ли головы каменных идолов с острова Пасхи, представляют собой резкий контраст с живописными полотнами. Впервые в своем выставочном проекте Турнова сталкивает активную «горячую» и «кричащую» живопись с «безмолвствующими» скульптурами-головами из холодного металла, лаконичными по форме и цвету. В противопоставлении новой пластики в живописи и скульптуре обостряются специфические качества каждой из серий. Несмотря на некоторую эмоциональную отстраненность скульптурных объектов, во всем проекте, как всегда у Турновой, преобладает ясная «гуманистическая образность» (В. Пацюков).
Наталия Турнова — один из самых сильных в России живописцев за последние три десятилетия. Ее творчество занимает особое, совершенно отдельное положение. Если на Западе можно условно найти аналоги ее живописи в искусстве нового экспрессионизма, новой вещественности или в некоторых постмодернистских проектах, то в России художницу сопоставить не с кем. Выставка Турновой, расположенная в залах, завершающих постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Третьяковской галерее, является ее логическим продолжением, представляет один из самых выразительных и индивидуальных вариантов художественного высказывания и восполняет лакуну в развернутой панораме отечественного искусства.
Несмотря на драматизм работ, на травмы и трагедии, отраженные в произведениях, «главное качество сегодняшнего искусства Турновой — витальность» (А. Боровский), невероятная жизненная энергия.
В течение работы выставки для зрителей будут организованы кураторские экскурсии, а также круглый стол о творчестве Наталии Турновой с участием ведущих художественных критиков и галеристов.
Состав: 14 живописных произведений, 7 скульптурных объектов Куратор: В. Мизиано Рабочая группа: М. Седова (Третьяковская галерея), А. Петровичев (Крокин галерея)
Поделиться: