На выставке представлены проекты художников, работающих с технологическим искусством, форматом Art&Science, искусственным интеллектом, генеративным искусством и другими актуальными практиками.
Например, Кевин Абош использует в качестве инструментов собственную кровь и запись кодов в блокчейне. Дмитрий Каварга сконструировал объект, который способен переводить концептуальный текст в цветовую палитру. Миша Most представит полотно, нарисованное дроном по эскизу художника. В аудиовизуальном перформансе Stain будет осмыслено понятие дискретности. А инсталляция арт-группы «Куда бегут собаки» заставит пережить чувство тревоги и страха перед будущим.
Константин Новосёлов получил Нобелевскую премию по физике за открытие новой формы углерода – графена. В выставке он участвует как художник Костя Новосёлов и покажет процесс научного поиска.
На экспозиции впервые будут показаны коллаборации художников и научных лабораторий. Совместный проект Дмитрия Гутова и Российского квантового центра даст посетителям выставки возможность почувствовать себя ультрахолодным атомом внутри квантового симулятора. А художник Павел Пепперштейн представит коллаборацию с центром высоких технологий «ХимРар».
«Впереди – успехи и поражения, скоростные дороги и горные виражи. Но главное, чему учит эта выставка – блокчейн становится искусством только, если его адреса написаны кровью их создателя, а графеновые чернила приобретают особый смысл, когда автор владеет еще и чудом китайской туши» – отмечает Михаил Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа, размышляя о взаимодействии инновационных технологий и искусства.
Сергей Горьков, председатель Внешэкономбанка, считает, что развитие технологий меняет практически все сферы жизни. «Инновации меняют экономические модели, сами принципы социального взаимодействия. Художники здесь выступают фактически в роли технологических визионеров. Они опережают своё время, смотрят «за горизонт», помогают нам уловить контуры будущего. Будущего, которое изменит и нас самих, и нашу страну, и весь мир. В этом проекте мы переосмысливаем значение традиционных институтов – неважно, это классический художественный музей как Эрмитаж, в своё время не побоявшийся запустить проект «Эрмитаж 20/21» и открыться для ультрасовременных арт-проектов. Или институт развития – Внешэкономбанк – который продвигает перспективную технологическую повестку. Это проект на стыке искусства и инноваций заставляет нас менять оптику восприятия».
Виктория Кондрашова, CEO, компания RDI.Creative: «Художники всегда остро чувствуют перемены в обществе и мире и реагируют на них, они могут «приручить» инновации и «одомашнить» технологии. Отвечая на вопросы и вызовы времени, художники используют инновационные технологические решения в качестве инструмента, техники и источника этической рефлексии, создавая поле для коммуникации со зрителем. На выставке художники, работающие с инновационным языком, представят работы, в которых исследуется взаимосвязь художественного мышления, новых физических материалов и технологических процессов».
Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21»: «Название выставки восходит к программной статье Виктора Шкловского «Искусство как приём», опубликованной сто лет назад. В ней были сформулированы ключевые для русского формализма термины приём, отстранение и автоматизация. Как изменилась художественная ситуация за столетие и какие термины следует нам взять на вооружение сегодня? Выставка призвана поставить этот вопрос».
Кураторы выставки: Дмитрий Озерков и Виктория Кондрашова
Организаторы: Государственный Эрмитаж, компания RDI.Creative
Креативный партнёр: Внешэкономбанк
При поддержке: Фонд «ВЭБ-Инновации»