Государственная Третьяковская галерея совместно с Художественным музеем Эстонии (Таллин) открывает в Москве крупную выставку эстонского изобразительного искусства из фондов обоих музеев, а также из частных коллекций.
Проект организован в рамках программы культурных мероприятий «Эстонская Республика — 100». Выставка включает произведения, созданные в течение прошедшего столетия: наряду с работами мастеров советского периода в экспозиции демонстрируются живопись, графика, скульптура ключевых представителей эстонского модернизма довоенного периода и работы эстонских художников XXI века. Это первый опыт сотрудничества ведущих музеев национального изобразительного искусства двух стран.
Коллекция эстонского искусства в Третьяковской галерее является самой крупной в России. Начало ее формирования относится к 1946 году, когда для Музейного фонда СССР государство стало активно приобретать работы эстонских художников. Наиболее значительное пополнение коллекции состоялось в 1986 году благодаря слиянию двух крупнейших собраний — Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в недавно построенном здании на Крымском Валу, — в единый музейный комплекс. Настоящая выставка — первый масштабный показ этой коллекции. Объединенные в экспозиции произведения из музейных и частных собраний обеих стран дополняют друг друга и обогащают представление об истории развития национального искусства.
После 1918–1920 годов, этапа обретения Эстонией независимости, в культуре страны сложилась благодатная ситуация — стали возникать многочисленные художественные объединения и активизировалась выставочная жизнь. Наиболее яркие творческие силы сплотились вокруг «Группы эстонских художников» (Eesti Kunstnikkude Rühm) — первой в Эстонии, посвятившей свою деятельность авангарду. Произведения членов этой группы Арнольда Акберга, Пеэта Арена, Александера Кримса и Феликса Ранделя знакомят зрителя с авангардистским экспериментом 1920-х годов, охватившим также литературное и театральное сообщество Эстонии.
Важное место на выставке принадлежит тартускому объединению «Паллас», сыгравшему значительную роль в становлении национального самосознания и культуры Эстонии. Помимо художников, в «Паллас» входили писатели, архитекторы, искусствоведы и меценаты. В 1919 году стараниями этого объединения была открыта художественная школа «Паллас», которая стала первым в Эстонии учебным заведением, дававшим профессиональное образование в области изобразительного искусства.
Сильной стороной школы «Паллас» было необычайное разнообразие тем и художественных приемов. Ее яркими представителями являются живописцы — воспитанники школы: Эльмар Китс, Валериан Лойк, Рихард Сагритс и Рихард Уутмаа.
Из фондов Третьяковской галереи в экспозиции представлены произведения 1970–1980-х годов — пожалуй, одного из самых значительных и ярких периодов развития эстонского искусства. Это живописные полотна и графические листы таких авторов, как Малле Лейс, Рейн Таммик, Марью Мутсу, Велло Винн, Николай Кормашов, Юри Пальм, художников-супругов Айли и Тоомас Винт.
Разнообразие индивидуальностей художников, вступивших в XXI столетие со всем максимализмом и категоричностью молодости, демонстрируют работы из эстонских музеев и частных коллекций. Творчество художников-постконцептуалистов не укладывается в строгие схемы, но объединено стремлением к пересмотру традиций и конструированию иных художественных реальностей. Новое поколение эстонского искусства на выставке представляют Анна Шкоденко, Эне-Лийс Семпер, Ану Пыдер, Марге Монко, Денеш Фаркаш.
Экспозиция включает пять разделов, отражающих важнейшие тенденции и темы в искусстве Эстонии. В разделе «Классика» творчество одного из патриархов эстонского искусства Эдуарда Вийральта (1898–1954), повлиявшего на несколько поколений эстонских художников-графиков, экспонируется в диалоге с фотосерией «Не выходя из помещения» современного фотохудожника Кристы Мёльдер (род. 1972). Понятие «классика» рассматривается через тему и язык архива. Взаимодействие произведений мастеров разных поколений преобразует атмосферу выставочного зала, превращая его почти в сакральное, архивное пространство, наполненное множеством смыслов.
Море как символ и определяющий элемент географического пространства Эстонии является важнейшей темой в местном искусстве. Раздел «Маринистика, символ региона» представляет ее в разнообразии визуальных языков — от работ довоенного периода, трактующих взаимоотношения человека и природы в поэтическом ключе, до экспрессионистических решений, а также произведений послевоенной маринистики, выполненных в духе соцреализма. Современную трактовку морской тематики демонстрирует инсталляция Анны Шкоденко (род. 1986) «Кино темницы», состоящая из 12 черно-белых композиций, выполненных маслом на алюминиевых пластинах.
Раздел «Здесь и там» демонстрирует, как художники разных эпох выражали свои воззрения мнения о человеке и окружающем мире. Тему открывают представители кубизма и конструктивизма 1920-х годов — Арнольд Акберг (1894−1984), Александер Кримс (1893–1947) и Феликс Рандель (1901–1977), которые разрабатывали тему присутствия-отсутствия человека в городском пространстве. Искусство 1960-х годов рассматривается на примере группы художников «ANK ’64», которые известны, подчеркнуто романтическим образным языком, богатым деталями и символами. Влияние гиперреалистов в эстонском искусстве начинается в середине 1970-х годов и становится важнейшим художественным методом изображения окружающей среды. Представленные на выставке работы Андо Кесккюла (1950−2008) и Рейна Таммика (род. 1947) являют собой два течения местного гиперреализма: Кесккюла — это метадокументальная репрезентация заброшенной среды, а Таммик — постановочный фотореализм.
В разделе «Учитель и ученик» сопоставляется творчество двух легендарных художников — Эльмара Китса (1913–1972) и Юло Соостера (1924–1970). Это попытка исследовать новаторство в искусстве на примере работ учителя и ученика. И Китса, и Соостера можно рассматривать в качестве примера деятельности как в рамках советского художественного канона, так и вне его.
Раздел «Женщины-художницы: Малле Лейс, Ану Пыдер, Эне-Лийс Семпер, Марге Монко» — дает обобщение наиболее важных моментов развития «женского искусства» в современной Эстонии. Изобилующий символами образный язык Малле Лейс (1940–2017) вступает в дискуссию с традиционной репрезентацией женщины, одновременно подчеркивая и отрицая женские стереотипы. В работах Ану Пыдер (1947–2013) видно стремление художницы передать сложные психологические состояния, что обусловило поиск новых изобразительных средств, а также использование нетрадиционных материалов. Работа «WOW / Женщины всего мира, поднимите правую руку!» Марге Монко (род. 1976), синтезирующая инсталляцию и 3D-анимацию, рассказывает о вожделении и способах его конструирования на примере рекламных кампаний ювелирной фирмы. Из видеографии Эне-Лийс Семпер (род. 1969) — автора видео и перформансов, сценографа — для выставки была выбрана работа «Вылизанная комната», которая входила в экспозицию павильона Эстонии на 49-й Венецианской биеннале 2001 года.
Выставка «Поэтика рубежей…» позволяет достаточно полно представить сложный, противоречивый и наполненный интересными творческими открытиями и решениями этап художественной жизни и культуры Эстонии ХХ и начала XXI столетия.
Поделиться: