Имя Ивана Валентиновича Николаева (род. 1940), художника-монументалиста, живописца и графика, стоит особняком в советском искусстве второй половины ХХ века — как официальном, так и неофициальном.
Наибольшую известность ему принесла работа над художественным оформлением станций Московского метрополитена — «Боровицкая», «Отрадное» (совместно с женой Мариной Михайловной Дедовой-Дзедушинской) и «Достоевская». Однако особый интерес для Третьяковской галереи представляет его станковое творчество, а также пространственные объекты. Значителен, но малоизвестен факт, что 40 лет назад, в 1978 году, используя приемы мультипликации, комикса и сценографии, Иван Николаев создал одну из первых в отечественном искусстве инсталляций — «Гибель Попкова».
Сын художников Татьяны Серебряковой и Валентина Николаева, представитель знаменитой династии Бенуа–Лансере–Серебряковых, Иван Николаев с рождения находился в пространстве изобразительного искусства, жил среди произведений своих знаменитых родственников, и во многом это предопределило его судьбу. Тем важнее, что Николаев искал свой путь в искусстве, собственный, ни на чей из близких не похожий, художественный язык. Он стремится к предельной интенсивности пластического высказывания. Его произведения отличает особая эмоциональная выразительность, подчас несколько ироничная интонация, но при этом всегда вдумчивый взгляд на персонажей и глубокое осмысление тем своих работ.
Иван Николаев учился в знаменитой Московской средней художественной школе при Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, а в 1964 году окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). По окончании училища он оформлял интерьеры общественных зданий: роспись банкетного зала ресторана «Встреча» (Москва, 1967); мозаика для Международного почтамта (Москва, 1970); плафоны банкетных залов для иностранных приемов ресторана гостиницы «Националь» (Москва, 1975–1977); плафоны для Дома культуры им. Фрунзе (Ростов-на-Дону) и другие.
Одновременно с монументально-оформительскими работами Николаев обращался к станковой живописи: натюрмортам, пейзажам, портретам, изображениям интерьеров. Любовь к городской мифологии, традициям и ритуалам привела к созданию серий, посвященных свадьбам, похоронам, встречам в парках, московских переулках и метрополитену. Соединяя в своих произведениях разные стили и материалы, свободно работая с пространством, композицией и цветом, Николаев создает гротескные и экспрессивные образы.
Художник экспериментировал с объемом, работал над пространственными композициями с конца 1960-х годов. Николаев точечно добавляет в пространство некоторых картин объемные элементы: лист дерева («Воскресенье в Воронцовском парке. Игра в бадминтон», 1975, собственность автора), элементы архитектурного декора («В метро», 1970-е, Государственный Русский музей), мраморные облака («Вечер в Черемушках», 1974, собственность автора). В других произведениях мы видим, как активное восприятие действительности настолько переполняет художника, что изображение буквально «выплескивается» за пределы холста на раму: «Свадьба у Александровского сада» (1987, собственность автора), «Похороны» (1988, собственность автора), «„Выхожу один я на дорогу“ (Памяти М.Ю. Лермонтова)» (1986, Государственный Русский музей). Нивелируя традиционную границу между холстом и его обрамлением, Николаев сближает станковую живопись с настенной росписью. Еще одно направление его художественных поисков — уход от плоскости стены («Дети у пианино», «Объемная композиция. Чашка кофе», обе — 1973, собственность автора), когда мастер снимает картину с повесочной поверхности и побуждает зрителя ходить вокруг произведения.
На выставке в зале спецпроектов Третьяковской галереи на Крымском Валу представлены ранние работы Ивана Николаева, преимущественно 1970–1980-х годов. Это станковые произведения, объекты и инсталляции, в которых отражены пространственные поиски художника и его эксперименты с объемом. Специально к выставке восстановлена и частично реконструирована инсталляция «Гибель Попкова» (около 130 × 130 × 130), выполненная из листового железа, дерева и оргалита, с росписью маслом. Она посвящена легендарному московскому художнику Виктору Попкову (1932–1974) и его трагической гибели от выстрелов инкассаторов. Этот момент Николаев запечатлел в виде объемной композиции, отсылающей к эстетике американского поп-арта. По окончании выставки работа в качестве дара автора поступит в собрание Третьяковской галереи.
Сфокусированная на теме объема и пространства, выставка призвана показать многообразие пластических и образных поисков Ивана Николаева. Она представляет его как художника-экспериментатора, знакомство с творчеством которого необходимо для понимания современного российского искусства.
Поделиться: