Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Когда:
28.03.2018—22.07.2018
Где:
Главное здание

Место проведения выставки: второй этаж, центральная ось.

Внимание: для посещения выставки необходимо приобрести отдельный билет.

Условия продажи билетов

Помогите музею – поучаствуйте в онлайн-опросе посетителей!

ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке Сбербанка впервые в России представляет выставку шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан — одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. В экспозиции будут представлены 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, — восемьдесят картин и два рисунка.

Выставка, основной акцент которой сделан на Лейдене и сформировавшемся вокруг него художественном сообществе, рассказывает об истоках творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками, а также о тех живописных традициях, которые сложились в Голландии в золотой для нее XVII век. Наряду с известными коллекциями Москвы и Санкт-Петербурга, работы, представленные на выставке, отражают глубокий интерес к голландскому искусству, существующий в России на протяжении уже более трехсот лет.

Посетители увидят шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и других их выдающихся современников. Также будет представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи. Творчество великого итальянца не принадлежит к искусству голландского золотого века, но его небольшое произведение является жемчужиной Лейденской коллекции.

Томас Каплан с юных лет восхищался творениями Рембрандта и мастеров голландского золотого века. Тем не менее лишь в 2003 году он узнал, что далеко не все шедевры столь любимой им эпохи, включая работы самого Рембрандта, находятся в музеях и что многие из них доступны на художественном рынке. С этого момента он совместно с супругой начал свою невероятно амбициозную коллекционерскую деятельность.

Рембрандт, Халс и Вермеер — знаковые фигуры голландского золотого века, внесшие огромный вклад в развитие искусства последующих столетий. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания — Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Томас и Дафна Каплан приобрели практически все аутентичные живописные произведения Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке на протяжении последних 15 лет. И не только Рембрандта, но и многих его современников. В наше время, когда творения гениев старого (классического) искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров — представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei). 

Лейденская коллекция, ядро которой составляет собрание работ Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк).

На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. Это произведение – единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Выставка включает работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую. Широко представлены работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом. Это одна из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.

Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе купцы, священнослужители и военные. В ГМИИ им. А.С. Пушкина будут показаны «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».

Как видно на примере коллекций в Москве и Санкт-Петербурге, работы всех этих художников были одними из самых востребованных в Европе не только в свою эпоху, но и много позже.

Ценным дополнением экспозиции являются два рисунка с изображениями животных. Один из них, на котором представлен молодой лев, принадлежит Рембрандту, другой, «Голова медведя» — Леонардо да Винчи.

Куратор выставки: Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров, Лара Ягер-Красселт, куратор Лейденской коллекции

Расписание образовательной программы

25 марта, 17:00, Главное здание
Лекция «С любовью к Рембрандту»

28 марта, 19:00, Главное здание
Прославляя живопись: Лейденская коллекция и золотой век голландской живописи

5 апреля, 19:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

11 апреля, 19:00, Главное здание
Лекция «Как были открыты Рембрандт и Ян Ливенс»

12 апреля, 14:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

17 апреля, 19:00, Главное здание
Лекция «Рембрандт и его наставники»

19 апреля, 19:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

25 апреля, 19:00, Главное здание
Лекция «Смеющийся Рембрандт». Театрализованный портрет в голландской живописи XVII века»

16 мая, 19:00, ЦЭВ «Мусейон»
Лекция «Голландская живопись – основа основ коллекционирования»

17 мая, 14:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

24 мая, 14:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

7 июня, 14:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

13 июня, 19:00, ЦЭВ «Мусейон»
Лекция «Действительно Рембрандт? – возможности и ограничения технического исследования»

20 июня, 19:00, ЦЭВ «Мусейон»
Лекция «Голландский рисунок XVII века»

21 июня, 19:00, Главное здание
Встреча в экспозиции с куратором выставки

28 июня, 19:00, Главное здание
Встреча в экспозиции

Билеты можно приобрести онлайн. Место сбора группы для встреч на экспозиции – перед главной (Розовой) лестницей около контроля.

Расписание детских мероприятий

В мастерской художника

Заглянуть в мастерскую художника всегда интересно, а в мастерскую голландского художника XVII века – практически путешествие во времени. На встрече участники обсудят где, у кого и как учились голландские художники, как выбирали темы для своих картин, и узнают, как выглядела мастерская художника.

18 и 25 апреля
16 и 23 мая
6 июня

Начало в 17:00.

Билеты можно приобрести онлайн. Место сбора группы – у экскурсионного бюро.

Инклюзивная программа к выставке

Экскурсии на русском жестовом языке для глухих и слабослышащих посетителей проведет Виктория Берлизова, председатель организации «Слышащие дети в семье глухих». На видеоканале музея и платформе izi.TRAVEL будет опубликован видеогид на жестовом языке. Участие бесплатное по предварительной регистрации на TimePad.

Расписание экскурсий:
5 апреля, 18:45 – 20:00
17 мая, 18:45 – 20:00
7 июня, 18:45 – 20:00
12 июля, 18:45 – 20:00

Для слепых и слабовидящих посетителей будут организованы занятия в залах экспозиции. В пространстве выставки представлены тактильные макеты, воспроизводящие картины.

Расписание:
5 и 19 апреля, с 12:00
10 и 24 мая, с 12:00

Записаться на экскурсию для слепых и слабовидящих можно по телефону + 7 (499) 678 34 53 с понедельника по пятницу, с 10:00 до 17:00.

Посещение музея с собакой-проводником разрешается при наличии паспорта установленного образца. Подробная информация: http://www.arts-museum.ru/visitors/acessible/index.php

Авторский экскурсионный маршрут арт-терапевта Марии Дрезниной  разработан специально посетителей с особыми потребностями.

Расписание экскурсий:
30 мая, c 16:00
7 июня, c 16:00

Инклюзивная программа к выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» реализуется в рамках проекта «Доступный музей», целью которого является формирование дружелюбной среды для посетителей с разными возможностями.

ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность стратегическому партнеру проекта «Доступный музей» – фонду «Абсолют-Помощь».

Сборные экскурсии

9 мая: 11:30, 12:15, 13:15, 14:15, 15:15, 17:15

Для взрослых:
по вторникам, средам и четвергам в 13:15, 15:15 и 17:15;
по пятницам в 13:15 и 15:15;
по субботам  в 15:15 и 17:15.

Для детей (3–4 класс):
7 апреля в 13:15.

Билеты можно приобрести онлайн.

Генеральный спонсор выставки

Радиопартнер

Информационный партнер

Профессиональный информационный партнер

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина основан в 1912 году. По данным на начало 2011 года Музей насчитывает более 670 тыс. единиц хранения. Ежегодная посещаемость составляет около 1 млн человек. В главном здании демон...

О музее

По материалам arts-museum.ru

Выставки в этом музее

Еще 14 выставок в этом музее