Выставка позволяет проследить основные этапы истории болгарской культуры и искусства от эпохи византийского влияния до периода Национального возрождения ΧVIII–ΧΙΧ веков, когда происходило становление местных школ иконописания.
Уникальные экспонаты выставки — древние иконы и рукописи, шитье, литургическая утварь — позволяют приобщиться к богатому духовному наследию страны.
Русское и болгарское религиозное искусство имеют общие истоки — византийскую культуру. Но, несмотря на сильное влияние Византии, и русские, и болгары создали собственный стиль иконописания. О тесных контактах с восточно-христианской империей свидетельствует, например, поясное изображение Спасителя на лицевой стороне двустороннего образа «Христос Пантократор. Христос во гробе» из церкви Святого Стефана в Несебре. Живопись оборота датируется XVII–XVIII веками.
Из экспонируемых произведений большой интерес представляют памятники, происходящие из Охрида, важнейшего духовного и культурного центра. Это резная икона XIV века с изображением двунадесятых праздников, изготовленная из минерала лизардита, и литургические ткани, среди которых воздýх с образом Богоматери Великой Панагии, выполненный в мастерских Константинополя во второй четверти XIII века и вложенный в храм Святой Софии в Охриде.
Древние рукописи рассказывают о просветительской роли болгарских книжников, чьими трудами христианская литература была переведена на славянский язык. В XIV веке болгарская письменность оказала сильное влияние на русскую книжную культуру. Один из уникальных экспонатов выставки — Добрейшево Четвероевангелие, созданное в XIII веке. В работе над этим кодексом участвовало несколько писцов, по имени главного из них — попа Добрейшо — оно получило свое название.
Произведения XV–XVII веков дают представление об особенностях православного искусства эпохи османского владычества. Это время небывалого расцвета искусства резьбы по дереву, о чем свидетельствуют Царские врата первой половины XVI века из церкви Богоматери Перивлепты в Охриде и кресты с изображением двунадесятых праздников и святых. Впервые в Москву прибыла выполненная из золота и серебра митра охридского архиепископа Иоасафа.
Яркий, самобытный характер искусства XVIII–XIX веков, периода, получившего в болгарской истории название Национального возрождения, демонстрируют иконы и рукописи. В это время происходит становление национальных художественных школ, среди которых особую известность приобрели Тревненская и Самоковская. Несомненный интерес представляет икона из Рильского монастыря «Архангел Михаил изымает душу богатого».
В знак духовного общения двух православных народов в Москву прибывает список с древней чудотворной иконы Богоматери Троеручицы из Троянского ставропигиального монастыря. Икона будет выставлена для поклонения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В день открытия выставки в храме состоится молебен.
Поделиться: