Сила искусства: как устроена профессия арт-терапевта

31 Марта 2017 в 03:10
Кто лечит тревогу танцами, а депрессию — при помощи рисования? «Wearts.ru» рассказывает о специальности «Арт-терапия», которая может стать «надстройкой» в карьере для тех, кто планирует стать психологом.

Нарисовать зависть
Арт-терапия — одно из направлений психологии, которое в решении любого вопроса опирается на творческие ресурсы. Арт-терапевты предлагают своим пациентам «нарисовать зависть» или «выплеснуть гнев на бумагу» и считают, что живопись, лепка, аппликация и другие виды прикладного творчества помогают в борьбе со стрессом и негативными эмоциями.

В основе современной арт-терапии лежит метод знаменитой художницы Фридл Дикер-Брандейс. Находясь в концлагере Терезин во время Второй мировой войны, Фридл занималась с детьми-заключенными рисованием. К сожалению, она погибла вместе со своими учениками, однако оставила после себя бесценное педагогическое наследие: пять тысяч рисунков, анализ которых лег в основу методики арт-терапии и стал ее фундаментом.
Лепить или танцевать?
Арт-терапией признаются практически все виды творчества, которые позволяют сублимировать энергию чувств и выражать их за счет искусства. Базовыми направлениями считают рисунок и лепку, новыми — сказкотерапию, рисование песком, музыкальную, театральную, игровую терапию и др. У каждого из этих методов есть свои особенности: так, например, рисование песком ценят за его доступность, динамичность процесса и возможность быстро отобразить сильные переживания. Кроме того, такой рисунок легко стереть или подправить. Глину арт-терапевты любят за ее пластичность, библио- и сказкотерапию — за возможность установить контакт с детьми. В общем, выбор направления зависит только от личных предпочтений педагога.

«Арт-терапия находится на стыке искусства и психологии, — объясняет нейропсихолог, специалист Центра лечебной педагогики и преподаватель психологии в РГГУ Наталья Мальцева. — При выборе профессии это стало для меня определяющим фактором. Мне тогда была важна свобода, возможность помочь людям недирективно, быть соисследователем и наблюдателем происходящих с ними изменений».
Где учиться
В России профессия арт-терапевта считается разновидностью психологической практики, а это значит, что ей легче всего овладеть, если на руках уже есть диплом психолога. Пройти образовательную программу по специальности «арт-терапия» можно на пролонгированных курсах (не менее 500 часов аудиторной подготовки и постоянная практика) или на курсах повышения квалификации. Пролонгированные курсы предлагает Институт современных психологических технологий — здесь арт-терапию преподают по специальной международной программе «Социальная и клиническая арт-терапия». Курс рассчитан на два года, среди преподавателей — специалисты из разных стран, включая США, Великобританию и Германию.

Санкт-Петербургская государственная академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО) также предлагает полуторагодичные курсы, которые включают в себя изучение методов работы со взрослыми, детьми и подростками, особенности взаимодействия с тяжелобольными пациентами и людьми с ограниченными возможностями. По окончании выдается государственный диплом о высшем психологическом образовании (специальность «Психология», специализация «Арт-терапия»).
НОУ Институт практической психологии «Иматон» регулярно набирает слушателей на курс «Арт-терапия в медицине, образовании и бизнесе» (сюда принимаются люди с высшим образованием любого профиля). Кроме того, вуз организует краткосрочные курсы, по окончании которых слушатели получают диплом с правом работы по специальности.
Где работать

Навыки арт-терапии пригодятся не только в профессиональной сфере, но и в жизни. Владея ими, можно без труда «разрулить» конфликт с собственным ребенком, наблюдать за собственным эмоциональным состоянием, анализировать и корректировать его.
Арт-терапия широко применяется для диагностики и коррекции детских травм и переживаний — вот почему специалисты этой области особенно востребованы в детских и медицинских учреждениях. Считается, что это один из самых действенных методов в работе с детьми с особенностями развития — например, с теми, кто страдает аутизмом.