Роспись по стеклу

Роспись по стеклу. Изготовление

Роспись по стеклу, как разновидность витража, является вполне самостоятельной ветвью искусства, корнями уходящей в глубокую древность. Краски и лаки, применяемые для художественной росписи по стеклу, имеют ряд особенных свойств и пригодны исключительно для этой цели. Рисунок на стекло наносится кистью или распылителем (аэрографом).

Работы, выполненные по данной методике, иногда становятся истинным шедевром — отнюдь не ремесленничеством, но настоящим художественным произведением. Заметим, что такое декорирование изделий из стекла идеально подходит для производства стеклопакетов, изготовления остекления для окон всех типов (в том числе и так называемых евроокон, с пластиковыми и металлопластиковыми рамами), а кроме того, используется в дверях, перегородках и в декоре мебели.

Роспись по стеклу применяется как в дизайне интерьера для художественного оформления и отделки помещений, так и в благоустройстве территории (ландшафтной перспективе); нередко используется как инструмент, эффектно дополняющий выразительность витража различных типов.

Комбинированные технологии

Как следует из названия, данный термин подразумевает использование в процессе работы над изделием нескольких технологий. Нередко подобное «смешение» методик является необходимым условием для достижения специальных эффектов, воплощения оригинальных художественных и дизайнерских решений. Применяется очень широко (например, в сочетании классического витража и фьюзинга, а чаще псевдовитража и пескоструйной гравировки / обработки с росписью по стеклу).

Роспись по стеклу, как разновидность витража

Игра световых лучей, проникающих сквозь цветное стекло, таинственна и неповторима. Физика света — увлекательная наука, и её догматы успешно применяют современные дизайнеры, добиваясь «игры света» для создания визуальной перспективы интерьера, используя весь потенциал стекла, его производных и псевдовитражей.

Разумеется, мастера эпохи Возрождения не имели представления о сути понятия «физика света», однако несомненно были знакомы с явлениями эффектного преломления световых лучей, проходящих сквозь цветное стекло. В те далёкие времена, они уже умели создавать живописную роспись по стеклу и масштабные, прекрасно выполненные витражи.

Витраж. Роспись по стеклу 16 в.

На фото: роспись по стеклу в витраже 16 в. (фрагмент)

Предположительно, история создания витражей с росписью по стеклу берёт свои истоки с эпохи Возрождения. В те далёкие времена, широко применялся вид живописи под названием гризайль (анг. gris – серый) — роспись одноцветной краской разных оттенков, с прорисовкой элементов рисунка золотом или серебром. В стиле гризайль на стекле создавали узорчатые композиции, «оживлённые» внедрением цветной эмали. Эта технология позволяет на плоской поверхности создавать чудесные, визуально рельефные, изображения. Вершиной авторского мастерства в творчестве гризайль является создание оптической иллюзии (фантазии, если хотите), когда при взгляде на готовое произведение, зритель ломает голову: скульптура перед ним или живопись. Роспись по стеклу в технике гризайль стала эффектным дополнением и прекрасной альтернативой классическим витражам, создание которых во все времена было весьма сложным.

Витраж 16 в. Роспись по стеклу

На фото: Роспись по стеклу как детализация витража (16 в.).
Церковь Св. Гертруды, Стокгольм

Рывком вперёд в развитии технологии гризайль явилось изобретение жёлтой краски с явно выраженным серебристым оттенком. Вообще, для подготовки стеклянной поверхности для последующей росписи по стеклу, применялись особые красители, характерные тем, что при термической обработке стекла — они не растворялись в стеклянной массе полностью, но распределялись по поверхности равномерно, образуя коллоидный раствор. Раствор красно-рубинового цвета получали, используя в качестве красителя золото или медь; жёлтый цвет получался при добавлении серебра.

После изобретения новых технологий окрашивания стекла мастерам, работающим с техникой гризайль, открылся грандиозный простор для творчества. Появилась возможность окрашивать каждую часть рисунка отдельно, делать контуры изображения намного крупнее, иметь больше места для нанесения живописных композиций. В росписи по стеклу эпохи Возрождения довольно часто встречаются большие изображения лиц, выполненные в стиле гризайль вообще без прорисовки контурных элементов.

Заметим, что в современном производстве эта методика применяется нечасто, поскольку данная работа скорее для настоящего художника, чем для мастера, работающего «на потоке»; кроме того, сегодня существуют прогрессивные технологии нанесения изображений на оптически прозрачные материалы — например, сольвентная печать (фотопечать).