Графический дизайн и психология: что между ними общего?

Графический дизайн и психология: что между ними общего?Обдумывая очередную идею дизайна для блога или презентации нового проекта, художники зачастую даже не задумываются над тем, почему используют те или иные геометрические формы. Они уверены в правильности своего выбора просто потому, что их этому учили: есть целевой рынок, есть конъюнктура и так хочет заказчик.


Однако, если подойти к этому вопросу, абстрагируясь от профессиональной и чисто дизайнерской точки зрения, то сразу же станет очевидно, что ответ, на самом деле, лежит куда глубже, а формы могут передавать куда больше информации. И разобраться во всем поможет именно психология.


Квадраты и прямоугольники


Какие объекты приходят на ум, если подумать о строгости и безопасности? Вероятно, это изображения таких вещей, как здания, сейфы и хранилища. По этой причине в дизайне очень популярны квадраты и прямоугольники. Оглянитесь вокруг на улицах и посмотрите на дизайн вывесок, которые вас окружают - преимущественно все они будут вписаны в эти фигуры. Проще говоря, прямые линии и углы дают ощущение надежности и уверенности, потому что они ассоциируются с чем-то прочными и надежными. Все это делает квадраты и прямоугольники очевидным выбором при разработке бизнес логотипа. В конце концов, какая компания не хочет казаться сильной, платежеспособной и заслуживающей доверия?


С другой стороны, следует отметить, что квадраты могут создать старомодный и скучный образ из-за своей простоты. В любом случае нет ничего, чего нельзя было бы исправить с помощью небольшой корректировки цвета, шрифтов и творческого мышления.


Круги


Объекты, с которыми может ассоциироваться круг, — практически бесконечны: мяч, солнце, лицо человека и т. д. Всеми узнаваемая форма делает его простым для использования в дизайне, но именно эмоциональные связи, которые он пробуждает в людях, заставляют применять круг так часто.


Круги кажутся мягче и приятнее. Они — не такие угловатые, как треугольники. Откровенно говоря, иллюстраторы постоянно используют эту логику для создания симпатичных персонажей. Это делает их отличным вариантом для брендов, которые хотят быть близкими и доступными.


Благодаря своей бесконечной форме и ассоциациям с обручальными кольцами круги могут олицетворять приверженность и единство. Отсутствие начала и конца также дает ощущение движения или энергии.


Треугольники


Если круги могут добавить движения дизайну, то треугольники умножают это ощущение. Сама форма буквально притягивает человеческий глаз. Наш взгляд естественно хочет следовать по пути, который отмечают треугольники от их широкого основания до заостренной вершины. Это превращает их в идеальный инструмент для усиления динамики в дизайне.


Одна из самых интересных особенностей этой фигуры — ее способность вызывать разные ощущения, иногда противоречащие друг другу, в зависимости от ориентации. Вертикальный треугольник символизирует баланс, стабильность и рост. Треугольник, направленный вниз, может сообщать о риске и негативе, а треугольник, направленный вправо, дает ощущение продвижения и импульса.


Органические формы


Иногда только геометрических фигур бывает недостаточно. Термин «органическая форма» используется для описания природных элементов, которые невозможно воспроизвести искусственным путем. Под эту формулировку подпадают, например, листья, животные и все живое в окружающем мире. Эти фигуры легко узнаваемы, они создают ощущение тепла и умиротворения и человек без труда вступает с ними в невидимый контакт. Планируя использовать в дизайне органическую форму, важно выбрать ту, которая соответствует ценностям и посланию бренда.


С другой стороны, органические формы можно применять в буквальном смысле. Такие компании, как Shell и Apple использовали в своих логотипах и названиях органические формы, не прибегая к аллегориям.


Эти теории могут применяться практически ко всем областям искусства и дизайна, включая логотипы, пользовательский интерфейс и даже фотографию. Так что в следующий раз, столкнувшись с затруднениями при выборе форм, следует подключить психологию.