Любимая резиденция московских князей и царей – Коломенское, которое в наши дни входит в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, – и сегодня одно из популярных мест прогулок у жителей столицы.
Одних тянет погулять по красивейшей Нагатинской пойме, других влекут древние постройки и храмы, а кто-то отправляется собирать травы в Дьяковский овраг, где сохранились реликтовые растения, например, тимьян Маршалла. А вот пить воду из родников в Коломенском не рекомендуется.
История создания
Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Есть свидетельства о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н. э.). А уже в I тыс. до н. э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные поселения древнего финно-угорского племени. С этими местами связаны знаковые события жизни Средневековой Руси. Именно здесь была назначена встреча войск, возвращавшихся с Куликова поля. По легенде, князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый (Серпуховской) построили в Коломенском памятный храм, посвященный святому Георгию Победоносцу.
Однако важнейшее значение это село приобрело к началу XVI века, при великом князе Василии III, именно при нем был возведен древнейший памятник Государева двора в Коломенском – церковь Вознесения Господня. По легенде, она была построена в честь рождения сына Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного, который родился тут же в Коломенском. Освящение храма произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Московским и всея Руси Даниилом в память одного из крупнейших праздников христианства – Вознесения Господня. Летопись сообщает о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя, митрополита Даниила и многочисленных гостей.
Для своего времени это шестидесятидвухметровая архитектурная постройка была самой высокой на Руси. Вероятно, в строительстве храма принимали участие итальянские зодчие, так как в церкви появились элементы декоративного убранства, не встречавшиеся прежде в русской архитектуре, но характерные для архитектуры Возрождения. Например, пилястры с резными капителями и типичные для позднего Средневековья и Ренессанса Италии готические килевидные арки – вимперги. Чтобы обеспечить зданию долговечность, создатели церкви Вознесения сделали стены толщиной 2,5–3 метра, верх храма венчал конусообразный кирпичный шатер с маленькой главкой и крестом.
Несмотря на внушительный внешний объем, внутри церковь Вознесения маленькая. Это была домовая церковь, во время богослужения в ней находились царь, члены его семьи и некоторые близкие сановники. Небольшую площадь храма компенсировал открытый для обзора шатер, уходящий на 41 метр вверх.
Этот первый каменный шатровый храм на Руси положил начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему до реформы патриарха Никона в середине XVII века.
В XVI веке в Коломенском, где расположилась летняя великокняжеская резиденция, развернулось интенсивное строительство. Рядом с церковью Вознесения построили Георгиевскую колокольню, тогда же появился и храм Усекновения честной главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой 1547 года. Место это тесно связано с первым русским царем: Иван IV через Коломенское вел войска на завоевание Казани в 1552 году, сюда он удалился с семьей в 1564 году. Очевидно, в эти годы Коломенское было уже значительной усадьбой, и здесь стоял деревянный «потешный дворец» Ивана Грозного.
Коломенский дворец
В XVII веке наступил новый этап в истории этого места. Уже при Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней царской резиденцией. К осени 1640 года здесь был построен деревянный царский дворец – «дворцовая тройня с сенями и повалушей». Но расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича. Главным событием коломенской истории времен Алексея Михайловича Романова было строительство нового деревянного дворца. Его закладка состоялась 3 мая 1667 года в присутствии самого царя. Работами руководили стрелецкий голова Иван Михайлов и плотничий староста Семен Петров.
Коломенский дворец, состоящий из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами, исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали 30 метров в высоту. За основу их художественного оформления был взят декор Теремного дворца Московского Кремля. 31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление: «Коломенский дворец и его фундамент разобрать и место очистить». Что и было сделано.
Таким образом, к 70-м годам XVII века в Коломенском сложился законченный ансамбль Государева двора. Он включал деревянный дворец, соединенный с каменной церковью Казанской иконы Божией Матери крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.
До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на Государев двор, обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки и церковь Казанской иконы Божией Матери.
С севера к Дворцовым воротам примыкают палаты Приказной избы – дворцовой канцелярии, а с юга – Палаты на погребах. До наших дней дошли Фряжский погреб, где держали иностранные, в основном итальянские (фряжские) вина, и Сытный двор, где готовили квас, пиво и мед (имеется в виду напиток...). Между этими двумя погребами воссоздано здание Поваренной палаты.
Основные хозяйственные постройки царской резиденции располагались около Спасских (Задних) ворот.
С XVII века особое место отводилось садам: их тут было целых шесть и в них тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишня, кусты малины, смородины, крыжовника. Кроме того, частью древнейшего Вознесенского сада была заповедная дубовая роща, а в Казанском и старом Большом садах росли восемь кедров, два дерева грецкого ореха, две пихты и другие диковинные для этих мест растения.
После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшилось. Царь Петр I лишь изредка наведывался сюда, но именно в Коломенском Петр собирал войска после успешного Азовского похода 1696 года и уже отсюда входил в Москву. Отсюда входил после Полтавы в декабре 1709 года вместе со шведскими пленными. 14 мая 1724 года, в день Вознесения, император Петр I в последний раз посетил Коломенское.
Екатерина II приехала в Коломенское в октябре 1762 года и приказала отремонтировать деревянный дворец. Но ревизия показала, что дворец пришел в такую ветхость, что проще и дешевле построить новый. Дворец для императрицы был возведен в 1766–1767 годах к северу от церкви Вознесения. Модель старого дворца царя Алексея Михайловича содержалась в специальной «штучной комнате», своеобразном хранилище редкостей.
Вместе с Екатериной II в 80-е годы XVIII века Коломенское посещали внуки императрицы – великие князья Александр и Константин. Александр I запретил разбирать пришедший в ветхость дворец бабки, однако во время Отечественной войны 1812 года он был окончательно разрушен французами.
Реставрационные работы
Сохранившиеся на территории Коломенского уникальные постройки XVI–XVII веков, в особенности церковь Вознесения Господня, уже в конце XIX века привлекли внимание научной и художественной общественности. В 1913–1916 годах начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 20-е годы усилиями выдающегося архитектора-реставратора Петра Барановского здесь был организован музей. Барановский в 1923 году добился учреждения в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. В конце 20-х – начале 30-х годов он разыскал и вывез в Коломенское памятники деревянного зодчества: домик Петра I из Архангельска, Моховую башню из Сумского острога, хозяйственную постройку из Преображенского и пр.
При нем было зафиксировано состояние архитектурных памятников, им был возвращен исторический облик, позднейшие слои удалялись во время реставрации. В результате такой реставрации, например, колокольня Георгиевской церкви оказалась отделена от трапезной – связующая пристройка была снесена Барановским. В Коломенском Барановский основал собственную школу реставрации.
Музей-заповедник сегодня
Первые экспозиции музея были размещены в помещениях Сытного двора и Приказных палат. Здесь основные музейные экспозиции располагаются и в наше время.
В 2004 году в комплексе Дворцовых ворот, частью которых являются Приказные палаты, открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского», посвященная истории подмосковного села и его окрестностей с древнейших времен до 30-х годов XX века. На ней представлены археологические древности, иконы, портреты, книги, колокола, изразцы, оружие, бытовые предметы XV–XIX веков.
Интересна и реконструкция интерьера Приказной палаты времен царя Алексея Михайловича. Первая подобная реконструкция служебного интерьера XVII века была осуществлена еще Барановским. В продолжение начатой им традиции современная реконструкция, подготовленная сотрудниками музея-заповедника, основывается на новейших исследованиях культуры и быта Коломенского и Москвы XVII века.
В отреставрированных подвалах-ледниках впервые выставлена часть уникальной коллекции белокаменных архитектурных деталей XVII–XVIII веков, начало которой положил Барановский, спасая отдельные исторические памятники во время разрушения Белокаменной Москвы. С именем основателя музея связана и коллекция икон XVI–XIX веков, на которых изображены русские города, монастыри и их святые покровители.
В 2008–2010 годах на территории бывшего села Дьяковского был построен макет дворца с частичным воссозданием интерьеров, но без привязки к историческому местоположению и ориентации по сторонам света. Макет возводился по чертежам, составленным по велению Екатерины II. При возведении использовались современные технологии – все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами с частичным воссозданием интерьеров.
За последние годы в Коломенском были отреставрированы церковь Вознесения Господня – памятник, входящий в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также комплекс Передних ворот, Дворцовый павильон 1825 года, колокольня и церковь Св. Георгия Победоносца.
По материалам www.culture.ru