ВХНРЦ — старейшее реставрационное учреждение России, создано 10 июня 1918 года как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы, был Игорь Эммануилович Грабарь — известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник.
Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции, которая прошла 12–14 апреля 1921 года и утвердила принципы реставрации всех видов художественных памятников — архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.
В 1924 году комиссия в связи с расширением объема работ была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, технически хорошо оснащенные и собравшие в своих стенах первоклассных мастеров-реставраторов и известных специалистов в области русского и европейского искусства. В эти годы были раскрыты и реставрированы древнейшие иконы: «Богоматерь Владимирская» (XII век), «Спас Златые Власы» (начало XIII века), «Спас Нерукотворный», иконы письма Андрея Рублева, фрески Феофана Грека и еще целый ряд ценнейших икон, вошедших в экспозиции крупнейших музеев страны.
В процессе работы интенсивно проводились разработки научных принципов реставрации художественных произведений, нашедших яркое выражение в трудах Игоря Грабаря — научного руководителя мастерских. Предложенные им методы раскрытия произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации.
С успехом проходили большие реставрационные выставки в Москве в 1918, 1920, 1927 году и за рубежом: так, выставка «Памятники древней живописи. Русские иконы XIII–XVIII веков» прошла в 1929–1932 годах в городах Германии, Англии, Австрии и США. Многие зарубежные специалисты приезжали для знакомства с работой реставраторов мастерских.
Но наступили роковые 1930-е — годы разрушения национального достояния, когда было признано нецелесообразным охранять все культурное наследие. «Романовский хлам», церковные ценности стали считаться вредоносными для идейного воспитания масс. Наиболее активно выступающие за сохранение ценнейших памятников русской культуры Александр Анисимов и Юрий Олсуфьев были репрессированы и погибли; были сосланы Николай Померанцев, Петр Барановский и Николай Сычев. По этой же причине летом 1934 года были расформированы мастерские, а основные функции по реставрации, учету и охране памятников распределены между ведущими центральными музеями Москвы и Ленинграда. Секция живописи, научный отдел и фототека мастерских были переведены в помещение Третьяковской галереи и практически продолжали осуществлять функции центрального органа по реставрации произведений искусства. Бывшие сотрудники мастерских успешно проводили экспедиционную деятельность по выявлению и охране памятников не только в России, но и за ее пределами — в Киеве, Грузии, Армении, Азербайджане, Керчи и других местах, принимали экстренные меры по поддержанию уникальных фресок в Новгороде, Владимире, Александровской слободе.
По распоряжению Совета народных комиссаров осенью 1944 года возобновляется деятельность мастерских. Общее научное руководство возлагается на академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а директором назначается Вера Николаевна Крылова, много сил потратившая, чтобы собрать реставраторов — бывших сотрудников мастерских. Главной задачей мастерских в этот период становится проведение восстановительных работ над отечественными памятниками, пострадавшими в годы Великой Отечественной войны. Наряду с этим реставрировались живописные полотна и произведения графики из собрания Дрезденской картинной галереи, а также музеев Берлина, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. В 1966 году художники-реставраторы активно участвовали в возрождении всемирно известных памятников искусства, пострадавших во время наводнения во Флоренции.
С 1960 года мастерские стали носить имя основателя — И.Э. Грабаря, а в 1974-м преобразовались во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.
Реставраторы центра обеспечивают качественное, высокопрофессиональное проведение работ, используя широкий диапазон различных методов и приемов реставрации, тщательно и всесторонне проводя предреставрационное исследование произведений, внедряя в практику результаты последних достижений науки и техники.
Практический и исследовательский опыт регулярно обобщается в издаваемых центром научных изданиях, методических рекомендациях, пособиях, каталогах, альбомах, а также используется при проведении стажировок. Ежегодно в ВХНРЦ проходит обучение художников-реставраторов музеев, вузов, архивов, библиотек. Практически во всех музеях России, а также Прибалтики, Украины, Грузии и Казахстана работают специалисты, прошедшие некогда обучение в стенах центра, либо их ученики. Мастерству реставрации обучались стажеры из Италии, США, Венгрии, Югославии, Голландии. Архив центра хранит уникальный материал — тысячи паспортов возвращенных и спасенных произведений, памятников истории и культуры, содержащих подробное описание проведенных исследований и действий, фотоматериалы, фиксирующие ход реставрации.
Заслуженным авторитетом пользуются эксперты-искусствоведы ВХНРЦ. Они проводят научно-техническую экспертизу памятников русского и зарубежного искусства для закупочной комиссии Министерства культуры Российской Федерации, музеев, коллекционеров и частных граждан. В процессе комплексного исследования подтверждается подлинность художественного произведения, уточняется автор, школа, время создания либо выявляется копия или подделка.
Велико значение регулярно проводимых центром экспедиций: тысячи бесценных произведений древнерусской живописи, прикладного искусства, деревянной скульптуры были выявлены во время экспедиций под руководством Юрия Олсуфьева, Николая Померанцева и их последователей. Мастер-иконописец, исследователь и реставратор Адольф Николаевич Овчинников, долгие годы работая в экспедициях, изучил и воспроизвел в натуральную величину фрески восьми церквей с XIII по XV век (Псков, Старая Ладога, Грузия), две из которых погибли уже в наше время, и копии-реконструкции Адольфа Овчинникова являются единственным свидетельством их существования.
В настоящее время ВХНРЦ — сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.
Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.
Дни празднования 90-летия ВХНРЦ были отмечены проведением Грабаревских чтений и торжественными мероприятиями с участием коллег-реставраторов из многих российских музеев. Коллектив центра получил письмо от президента Российской Федерации с благодарностью «за большой вклад в дело сохранения культурного наследия России». Все эти события состоялись на фоне выставки, экспонатами которой стали музейные предметы «со стола реставратора». В их числе демонстрировались спасенные или спасаемые специалистами картины и графические листы из собрания музея-усадьбы «Мураново», поврежденные во время пожара в июле 2006 года; саркофаг (Пантикапей, I век) из собрания Государственного исторического музея, найденный в 1890 году во время археологических раскопок под Керчью; миниатюры из Красноярской и Чайковской художественных галерей, сложнейшая реставрация которых была проведена по специально разработанной методике.
По материалам www.culture.ru