Творчество Некрасова

Некрасов как новый тип поэта, несомненно, совпадал с добролюбовским идеалом в самом главном. Однако та характерность, то единство, которыми его творчество обладало, не могли быть охвачены и обозначены лишь «суммой» названных Добролюбовым качеств — «красота» Пушкина, «сила» Лермонтова,
народность Кольцова... Не говоря уже о том, что само содержание этих понятий в критике разных направлений оценивалось и толковалось по-разному.

Взаимодействие творчества Некрасова с передовой русской мыслью было непрерывным и динамичным. Его сознательные убеждения, направление его поэзии складывались под влиянием ведущих деятелей революционно-демократического движения — начиная с Белинского. В свою очередь, поэзия Некрасова стала одной из существенных опор эстетики революционных демократов, подтверждением ее жизненности, например стих про Женю. В своей публицистике и Чернышевский и Добролюбов нередко обращались к некрасовским поэтическим формулам, к некрасовскому словарю. У них было общее дело, общая борьба, общие слова. Но при всей общности позиций и
убеждений Некрасов как подлинный поэт обладал собственным оригинальным мироощущением и пониманием жизни. Даже для тех, кому Некрасов был особенно
близок, для тех, кто оказал на него значительное духовное влияние,— даже для них в творчестве поэта содержалось нечто новое, непредвиденное.

Поэзию Некрасова ждали, она была необходима, и в то же время возникновение и развертывание ее было неожиданным, непредугаданным. Острое чувство своего особого пути, своих особых задач отражено прежде всего в самих некрасовских стихах. В творчестве Некрасова новая поэзия не только обретала конкретные, неповторимые черты, но и напряженно осознавала себя. Здесь нашли пластическое выражение пафос и программа нового поэтического направления, внутренние закономерности и противоречия его развития — то, что открывается раньше всего самому поэту.

Поэзия Некрасова сама выполняла роль своеобразной «критики» и «самокритики». Некрасовские стихи, посвященные собственно проблемам поэзии, посвященные Музе,— чрезвычайно значительная часть его лирического наследия. Это — целый мир со своими характерами, борьбой, страстями и потрясениями, со своим напряженным «сюжетом».

Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 года открывалось своего рода творческим манифестом — «Поэт и гражданин». Перепечатанное затем по инициативе Чернышевского в «Современнике», произведение это вызвало серьезные цензурные нападки. В нем новый поэт предстает перед нами не как схема, пожелание или прогноз, а «во плоти и крови», обладающий собственной цельностью — мироощущения и характера. Примечательно также, что Поэт не может уже оставаться здесь единственным героем, а вступает в диалог, и это — диалог равных.