Аргунов Николай Иванович (1771-после 1829)
В русском изобразительном искусстве XVIII-го - первой половине XIX-го века семья Аргуновых занимает особое место. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметьевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры. Начало славы династии Аргуновых положил отец - Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе А.Лосенко и, недолгое время - Д.Левицкий
Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Старательный и способный ученик своего отца, художник уже в 17-18 лет работал на хорошем профессиональном уровне. Много сил и творческой энергии затратил он на учёбу, копируя картины модных художников и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись.
Благородством и одухотворенностью привлекают портреты замечательной крепостной артистки Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей женой графа Н.П.Шереметьева.
Со временем в работах Н.Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова.
Его модели почти никогда не были окружены для него романтическим ореолом. Скромные, объективные по своему подходу к модели лучшие портреты Аргунова являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью.
В начала 1809 года умер его владелец Н.П.Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников "для снискания себе пропитания своими рукам".
Хотя формальную вольную H.Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка, и он был свободен в выборе заказчика - разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь.
Портреты Н.Аргунова вместе с заказчиками разъехались по многим городам России и, как немало портретов художников того времени, часто значатся в музеях как "Портрет неизвестной(ого)"