Ковалевский Павел Осипович (1843-1903)
Военные корреспонденты появились, наверное, с первой периодической печатной продукцией. Только вместо "Лейки" фотокорреспондентов, например, Великой Отечественной войны фотохудожники второй половины XIX века, прикомандированные к действующей армии, должны были иметь при себе блокноты, карандаши и прочие художественные принадлежности, позволявшие им эскизно запечатлеть миг сражения или события, связанного с войной.
Имевший склонность к живописи сын профессора Казанского университета Павел Осипович Ковалевский выбрал батальный класс, когда в 1863 году поступил в Академию художеств. К тому времени в Академии уже сложились определенные традиции обучения батальной живописи, мощный толчок для развития которой дала Отечественная война 1812 года. Окончив под руководством Б.П. Виллевальде Академию, художник в своей пенсионерской поездке в Италию за картину "Раскопки в окрестностях Рима" (1867) получил звание академика. После возвращения в Россию путешествует по Кавказу — месту, особо притягательному для любого художника-баталиста. Картины, созданные по кавказским эскизам, явились этапом подготовки к работе во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. П.О. Ковалевский, командированный в действующую армию в качестве художника, пишет "Штаб 12-го корпуса в Болгарии (Пленные турки)" (1878), "12 октября 1877 года (Перевязочный пункт)" (1878).
В 1880-е годы эскизы Балканской кампании были использованы П.О. Ковалевским при написании полотен для Военной галереи Зимнего дворца: "Сражение при реке Ломе 12 октября 1877 года", "Кавалерийское дело у Трестеника и Мечки 14 ноября 1877 года", "Ночной бой под Карагачем 4 января 1878 года".
Хотя художник писал и жанровые сцены (например, "Объезд епархии", 1885), его привязанность была определена еще в детстве. Именно поэтому профессор (1881) Академии художеств П.О. Ковалевский, возглавив в 1897 году батальную мастерскую Академии художеств, руководил ею и будущими художниками-баталистами до своих последних дней.