Коровин Константин Алексеевич

Русский художник Коровин Константин Алексеевич . Автор картин: Венеция; Весна; Вид поселка; Гвоздики и фиалки в белой вазе; Град-столица.; и многих других.

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)

 

В копии Метрической книги Сергиевской церкви за 1861 год, в первой части, под № 102, записано: “Ноября двадцать третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской священник Симеон Поспелов с причтом.

15 августа 1875 года”.

Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года в состоятельной купеческой семье. В 1875 году Коровин поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился живописи и его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. “Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб”.

В 1877 году, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи в класс А. К. Саврасова, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: “Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте...”.

Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре. В картинах “Село” (1878), “Ранняя весна” (1870-е), “Мостик” (1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.

С 1882 года преподавателем Константина Коровина становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы.

Известность молодому художнику принес “Портрет хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски — все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888 году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного художника.

Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи (“За чайным столом”, “В лодке”).

Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили братья А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной “Северная идиллия” (1886).

В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу, и Константин Коровин оформляет “Аиду” Дж. Верди, а в следующем сезоне — “Лакме” Л. Делиба и “Кармен” Ж. Бизе, “Псковитянку” Н. А. Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально “под Шаляпина”. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке “Аиды”: “Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были “лунная ночь на берегу Нила” и “преддверие храма”, в котором происходило судилище над Радамесом”.

На деньги, заработанные в театре, Коровин совершает путешествие во Францию и в Испанию. Испанские впечатления отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина “У балкона. Испанки Леонора и Ампара” (1889)...

В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С. Любатович (ок. 1886) живописными средствами раскрывается поэтичная натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно. Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье придают фигуре необычную легкость.

Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Во время путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины “Берега Норвегии”, “Северное море”.

Вторая поездка вместе с В. А. Серовым на Север в 1894 году была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве пейзажей: “Гавань в Норвегии”, “Ручей святого Трифона в Печенеге”, “Гаммерфест. Северное сияние”, “Мурманский берег” и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. В этих произведениях заметно стремление к картине-этюду, характерное для творчества художника в 90-е годы.

По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера.

С 1890-х гг., творчески восприняв достижения французского импрессионизма, в 1900 — 1910-х гг. он окончательно перешел от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий (“Москворецкий мост”, 1914).

В 1900 году Коровин назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке в Париже. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За оформление Кустарного павильона (его еще называли “Русской деревней”) и за свою живопись художник получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. Произведения художника экспонируются во многих городах Европы.

С начала XX века все больше внимания уделяет Коровин театру. Переход из частной оперы Мамонтова в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, он создает “декорации настроения”, которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. Коровин не только придал русской опере на темы отечественной истории особый национальный дух и колорит (“Руслан и Людмила” (1901) и “Жизнь за царя” (1904) М. И. Глинки, “Князь Игорь” А. П. Бородина, оперы Н. А. Римского-Корсакова: “Садко” (1906), “Сказание о невидимом граде Китеже” (1907), “Золотой петушок” (1909), “Снегурочка” (1911), “Сказка о Царе Салтане” (1913)), но и тонко перерабатывал свои пейзажные натурные впечатления, сообщив оформлению спектакля своеобразную жизненную трепетность.

Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством делает цвет. “Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты..., — писал Коровин. — Краски, могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”.

С 1910-х годов усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достигает вершины. Это хорошо видно в картинах “Пристань в Гурзуфе” (1914) и “Базар” (1916). Тогда же он пишет много натюрмортов. “Розы и фиалки” (1912) исполнены в сочной, мажорной цветовой гамме. Натюрморт “Рыбы” (1916) замечателен осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма.

“Необычайно эмоциональный, — пишет о Константине Коровине его ученик Б. Иогансон, — нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск... или ночные огни Парижа... Во всем он находил поэзию правды живописи... Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника”.

С 1901 года Константин Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон.

Во время первой мировой войны К. Коровин был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре, оформляет ряд постановок: “Валькирия” и “Зигфрид” Р. Вагнера, балет “Щелкунчик” П. И. Чайковского (1918 — 1920).

В 1923 Коровин выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где остался на постоянное жительство. Париж стал одной из любимых тем художника. В парижских городских пейзажах “Парижское кафе” (1890-е), “Кафе де ля Пэ” (1905), “Париж. Площадь Бастилии” (1906) и других подчеркнуто как бы случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета свободная манера живописи.

В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами: “Париж ночью. Итальянский бульвар” (1908), “Ночной карнавал” (1901), “Париж вечером” (1907) и другие.

Парижские работы художника наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.

В последние годы жизни он плодотворно работает в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. Умер Константин Коровин в 1939 году. О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: “Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.

Картины художника