Лансере Евгений Евгеньевич

Русский художник Лансере Евгений Евгеньевич . Автор картин: Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе; Колоннада Казанского собора.; Корабли времен Петра I.; Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий; Петербург. У старого Никольского рынка; и многих других.

Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946)

Семейная традиция (отец - скульптор Е. А. Лансере, дядя - А. Н. Бенуа) предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере.

Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения "Мир искусства" и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская охота на Руси", обе 1902; "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка", 1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Сатирические рисунки в журналах "Зритель", "Жупел" и "Адская почта" (после закрытия "Жупела" Лансере взял на себя издание "Адской почты"), а также участие в создании "Календаря русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного ансамбля и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским "Казакам" (1917-36).

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром ("Горе от ума" в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы "Москва", зала Большого театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере - серия гуашей "Трофеи русского оружия" (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

Картины художника