Мещерин Николай Васильевич (1864-1916)
Ныне неизвестный широкому кругу любителей живописи Николай Васильевич Мещерин был популярен в свое время у известных коллекционеров и уважаем в среде профессионалов (например, И.Э. Грабаря). Художник не получил систематического профессионального образования, хотя частные уроки, в том числе у И.И. Левитана, вполне заменили ему училище и Академию.
Начало художественного творчества живописца прошло под значительным влиянием модного импрессионизма. Даже по названиям. Одна из последних работ, видимо, как дань им. Сравним "Восход солнца. Впечатление" Клода Моне и "Восход солнца. Этюд" (1916) Н.В. Мещерина.
Увлечение импрессионизмом сменилось у художника на пуантилизм — пионеры метода французские художники Сера и Синьяк.
Однако влияние этих художественных течений трансформировалось в творчестве Н.В. Мещерина: его мироощущение и особенности манеры исполнения придавали его работам и большую долю лиризма, и ту внутреннюю теплоту, которая "греет" зрителя, вызывая у него ответную волну доброжелательности. При этом ему (зрителю) часто совсем неважно, кому и в какой мере подражал художник (было бы талантливо).
Привлекало в полотнах Н.В. Мещерина и национальная тематика его картин — в большинстве из них представлены родные для нас неброские красоты среднерусской природы.