Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)
Родился Л. И. Соломаткин в бедной крестьянской семье. Рано потеряв родителей, жил у чужих людей, терпел попреки и унижения. С тринадцати лет начал работать - был и погонщиком, и подпаском, и чумаком (торговцем-перевозчиком). Исколесив половину России, он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Все это отразилось потом в его творчестве. Юноша много рисовал, делая наброски с уличных канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими обезьянками, нищих и бродяг.
Когда Соломаткин случайно услышал о существовании в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех сословий - был бы талант, - он тотчас же отправился в старую столицу. Здесь, взяв под мышку свои рисунки, пошел он на квартиру Н. А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям. Увидев талантливые работы юноши и проникшись сочувствием к его бедственному положению, Рамазанов приютил Соломаткина у себя дома.
В МУЖВ-МУЖВЗ будущий художник поступил в 1855 г. и проучился там пять лет. За это время он приобрел профессиональные навыки, пользуясь уроками А. Н. Мокрицкого.
В 1861 г. Соломаткин отправился в Петербург, где поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он недолго, хотя и представил на академическую выставку 1861 г. картину "Охотник", а в 1862 г. за работу "Именины дьячка" получил малую серебряную медаль.
Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864 г. картина "Славильщики-городовые". Жанровая сценка, изображающая показную набожность городовых, пришедших в дом замоскворецкого купца "славить Христа" и получить чаевые, передана художником с юмором. Резкий рисунок композиции сочетается с удивительно теплым, насыщенным колоритом, напоминающим пеструю раскраску народных картинок (это характерно для большинства работ Соломаткина). Картина была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена автором.
Однако успех не сделал Соломаткина счастливым. Он постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе оставил в 1866 г., получив звание художника третьей степени. В произведениях "У питейного дома" (1867), "Постоялый двор" (1870), "Пирушка", "За пенсией" (оба 1878) и других художник изобразил мир бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Сам прожив всю жизнь в нужде, он хорошо понимал своих собратьев. Этот чуткий художник, продолживший в русской живописи традиции П. А. Федотова, окончил свои дни в больнице для бедных.