Беркос Михаил Андреевич (1861-1919)
М.А.Беркос родился 3 сентября 1861 года в Одессе, по национальности – грек. Учился в Одесской школе рисования (закончил в 1877 г.) и в Академии искусств Санкт-Петербурга в классе живописи под руководством М.К.Клодта и В.Д.Орловского (в 1878–1889 гг.). Беркос – студент старших курсов становится заметной фигурой, принимает участие в выставках-конкурсах художественных произведений. Он награжден малыми и большими серебряными медалями (1884–1886 гг.), золотой медалью за картину “Вид на один из старых парков Санкт-Петербурга” (в 1887 г.), большой золотой – за полотно “Пейзаж. Лес на болоте”. Он сдружился с будущими художниками из Слобожанщины: Сергеем Васильковским, Михаилом Ткаченком, Константином Крижицким, Михаилом Самокишом. Во время каникул вместе с товарищами приезжает в Харьков, рисует пейзажи, в частности этюд “Полные маки” (в 1885 г.). Закончил академию со званием классного художника первой степени и правом на четырехлетнее заграничное путешествие за казенное средство. Путешествуя Европой, Михаил Андреевич изучал живописные сокровища музеев Франции Германии, Испании, Италии, Швейцарии. Много писал, совершенствовался в технике рисования, испытал влияние живописи плэнера (как методу художественного воссоздания окружающего мира непосредственно на свободном пространстве с применением цветных и световых достижений импрессионизма). По окончании пенсионерского срока М.А.Беркос некоторое время жил в Санкт-Петербурге, представлял свои картины на выставках обществ художников.
Из второй половины 1890-х годов он живет и работает в Харькове. Со своей семьей (женой и двумя детьми) проживает в усадьбе в Малой Даниливци, где теперь станция Сортировщик. Находясь в этом живописном поселке, художник пишет этюды, некоторые из них сохранились и до сих пор: “Пейзаж с церковью” (в 1897 г.), “Парники” (в 1895 г.). Кроме живописи занимается педагогической деятельностью. Из 1904р. преподает в Харьковской городской школе рисования и живописи. В 1912 г. его избирают первым директором Харьковского художественного училища. По делу развития украинской культуры принимает участие в работе комиссии Харьковского художественно промышленного музею, оказывает достаточно большую помощь в формировании его художественного отдела. В начале 1900-х годов М.А.Беркос становится активным членом архитектурно художественного отделу основанного Харьковского литературно-художественного кружка, принимает участие в росписи его помещений. В этот период (приблизительно в 1907 г.) харьковским художникам, в том числе Беркосу, предложено оформить в национальном стиле интерьеры дома Полтавского земства. Как председатель Общества харьковских художников (из 1906 г.) и член литературно-художественного кружка М.А.Беркос проводит достаточно большую работу из популяризации украинской живописи, пейзажной, историко-краеведческой картины, организации выставок художественных произведений.
Произведения М.А.Беркоса регулярно представлялись на выставках-конкурсах и виставках-продаж Академии искусств (1890, 1892–1894 гг.), Санкт-петербургского общества художников (1894–1903 гг.), обществ русских акварелистов (1894–1898, 1900–1905, 1907, 1910, 1914 гг.), южнорусских художников, харьковских художников (1893, 1894, 1912, 1914–1917 гг.), Всероссийской выставке (1896р., Нижний Новгород), Всемирной выставке в Париже (в 1900 г.) но др. Прижизненные персональные выставки художника были организованы в 1906, 1908 гг. (Харьковский художественно промышленный музей), в 1911р. – выставка картин С.Василькивского и М.Беркоса в Киеве. В октябре в 1938 г. Государственная картинная галерея (Харьков) выставила для обзора общественности около 120-ти картин, созданных художником в 1890–1919 гг. В Харьковском художественном музее были устроенные выставки его картин в 1962, 1990 и 1996 гг. На выставке “Выдающиеся мастера украинского пейзажа“ (в 1990 г.) представлены 28 живописных и 3 графических труда из фондов музея и частных коллекций.
Почти вся творческая наработка (350 полотен, этюдов) Михаила Андреевича, который хранился у него дома, погибла после его смерти. Но и и наследство, которое осталось в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, Северной Осетии, Германии, Франции, Швейцарии, свидетельствует о величии его таланта и вдохновении, воплощенном в живописных картинах художника.
Основной темой искусства художника в течение всего его творческого пути был украинский пейзаж, специфические особенности природы, характер растительности. Беркос любил писать во время буйного квитування. Сельские улочки с белыми домами и пышными деревьями, цветущие ланы льна и гречихи – любимые мотивы мастера: полотна “Лен цветет” (в 1893 г.), “Гречиха цветет” (в 1894 г.), “Июль. Маки расцветают” (в 1913 г.), “Яблоня цветет” (в 1919 г.) но др. Его этюды “Полные маки” (в 1885 г.), “Долина”, “Лен” (в 1893 г.) обозначенные завершенностью, продуманностью композиции, свежестью колорита, особенной изысканностью. Созданы художником пейзажи “Рим”, “Сорренто” (в 1899 г.) приобретают романтичную расцветку прошедших времен благодаря воссозданию чистой голубизны неба, яркого солнечного света, богатой цветными оттенками зелени высоких деревьев, плавной емалеподибного живописи. Этюд “Гавань. Амальфи” (в 1899 г.) нарисовано в легкой импровизационной манере, нарядная живопись, пропитанная динамическим движением. Цветной строй пейзажа “Зима” (в 1907 г.), написанного на Полтавщине, выдержанно в бело-голубой гамме с розовыми отблесками, подчеркнутая декоративность живописи. В его пейзажах показ обычного уголка, в первую очередь слободского края, превращается в обобщенный образ Украины. В произведении “Улица в Умани” (в 1895 г.) с большой достоверностью отображена картина провинциального украинского местечка, его пристальные дороги, кривые улочки, покошенные дома и купола церковок.
Беркос – певец “усадебной” культуры – белых домов с колоннами, в окружении клумб с пышными цветами, заросшего старого сада, парников из голубувато- сизой капустой и ин.: ”Летний день. Во дворе”, “Сирень цветет”.
Умер М.А.Беркос 20 декабря в 1919 г. в Харькове, оставив нам произведения высокой живописной культуры. Творчество художника положительно было оценено его современниками, в том числе художниками харьковской школы, общественностью Харькова, лично историком и общественным деятелем Д.И.Багалием. И сегодня вызывают восхищение картины художника, преисполненные ощущения оптимизма и життествердження, радости общения с природой.