Щукин Степан Семенович (1762-1828)
Степан Семенович Щукин — один из крупных мастеров русской портретной живописи конца XVIII — первой четверти XIX века. Современник Ф.С.Рокотова и В.Л.Боровиковского, он учился в Петербургской Академии художеств у Д.Г.Левицкого, и считался одним из самых одаренных и многообещающих его учеников. Не раз за успехи в живописи Щукин получал академические награды. По окончании Академии в 1782 году художник был отправлен в пенсионерскую поездку во Францию, а по возвращении получил звание назначенного в академики.
В 1788 году Щукин был определен на место Левицкого и долгие годы руководил классом портретной живописи. На этом поприще ярко проявился его талант педагога. Среди учеников Щукина мы встречаем имена таких прославленных мастеров, как В.А.Тропинин, А.Г.Варнек, М.И.Теребенев. Деятельность художника получила официальное признание: в 1798 году он стал академиком, а в 1802 году был назначен советником Академии художеств.
В.А.Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С.Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: "Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба", "Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах". Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда - определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина.
Щукин жил и работал в сложное для русского искусства время, когда сосуществовали и взаимодействовали различные художественные тенденции и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Многообразие художественной жизни рубежа столетий нашло отражение и в творчестве, и в педагогической деятельности Щукина. Именно Щукин, художник и педагог, во многом определил развитие портретного жанра первой половины XIX века.