Варнек Александр Григорьевич (1782-1843)
Жизнь и творчество известного художника-портретиста, которого современники называли "русским Ван-Дейком", были почти целиком связаны с одним городом - Петербургом и с одним учебно-художественным заведением - Петербургской Академией Художест.
В Академии он учился с марта 1795 г. по сентябрь 1803 г., в портретном классе С. С. Щукина; здесь же он работал по окончании учебы: сначала в качестве пенсионера помогал профессорам, затем преподавал самостоятельно, с 1810 г. - в звании академика, а с 1832 г. - профессора.
До конца своих дней Варнек состоял в Совете АХ; в залах Академии на ее периодических выставках демонстрировал свои картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе (в журналах "Сын Отечества", "Отечественные записки", в альманахе "Северные цветы" и других изданиях тех лет).
Был лишь сравнительно недолгий период (с июля 1804 по октябрь 1809 г.), который художник провел вдали от Петербурга - в Риме, куда он был направлен в качестве пенсионера АХ. И хотя художественная деятельность Варнека началась еще в 1802- 03 гг. ("Портрет актрисы Е. И. Колосовой в костюме Артемиды", портреты молодых тогда художников Н. И. Уткина, А. В. Ступина, Е. О. Скотникова и А. X. Востокова), подлинный творческий дебют его состоялся в Риме.
Именно здесь он создал свое первое программное произведение - "Автопортрет с палитрой и кистями в руке" (1804). Эта картина одновременно явилась и одним из программных произведений нового художественного направления - романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX в. Выразителем этого художественного направления в русской живописи наряду с О. А. Кипренским и А. О. Орловским стал Варнек. Упомянутый автопортрет был первым в создававшейся на протяжении последующих лет серии автопортретов - своеобразной "автобиографии в портрете", где художник представил себя в различных состояниях, позах, среди разнообразной обстановки и аксессуаров, в молодом либо зрелом возрасте. Таковы "Автопортрет" (1810), "Автопортрет, освещенный сзади" (1816), являющийся парным к "Портрету М. И. Варнек, жены художника" (1816), "Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером" (1810-е), "Автопортрет с трубкой" (конец 1820-х), "Автопортрет в пожилом возрасте" (1830-е) и др.
Будучи внимательным физиогномистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, ее неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления, особенно О. А. Кипренскому. Нередко портретные работы Варнека объединяются в интересные "семейные" циклы - например, "Портрет скульптора И. П. Мартоса" (1819) и "Портрет дочерей скульптора И. П. Мартоса" (1810-е) или три портрета детей А. Р. Томилова (все 1825).
С 1820-х гг. творческая эволюция художника идет на спад, но он активно работает как педагог и эксперт художественных произведений (с 1824 г. он хранитель собрания рисунков и эстампов в Эрмитаже). Художественно-педагогический метод Варнека в целом способствовал поддержанию в АХ высоких профессиональных требований - знания техники живописи, внимательного штудирования натуры, грамотного рисунка.