Вигилиус Эриксен (1722-1782)
Из скандинавских портретистов, работавших в России, самым популярным был датчанин Вигилиус Эриксен (1722—1782).
Эриксен родился в Копенгагене, где учился у Н.-С. Валя. До 1750 года он работал на родине. Пятнадцать лет, с 1757 по 1772 год, художник жил и творил в Петербурге. Он прибыл ко двору Елизаветы Петровны, чей портрет его работы сохранился в Екатерининском дворце Царского села. С восшествием на престол Екатерины II Эриксен был назначен придворным живописцем и добился скорого преуспеяния. Его репутация при императорском дворе была чрезвычайно высока.
Якоб Штелин в своих записках засвидетельствовал: «С начала правления Ее величества императрицы Екатерины II Эриксен содержался как первый придворный живописец. Он никогда не состоял на жалованье, а заставлял оплачивать каждую картину особо и с избытком. Его ежегодный заработок только при дворе оценивался в 5 тысяч рублей. С 1766 года он не пишет почти ничего, кроме кавалеров и дам в их парадном облачении. Весной 1769 года — самый похожий и самый прекрасный портрет императрицы пастелью. Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена... Он написал также много портретов частных лиц, все одинаково хорошо, в превосходном колорите и мягкой кистью» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. Т.1. — М., 1990. С. 83, 85.).
Мастер парадного репрезентативного портрета, Эриксен — типичный придворный живописец. Постоянная модель художника — Екатерина II, он написал не менее 30 портретов императрицы в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Августейшей заказчице весьма нравились искательные портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить. О своем придворном художнике Екатерина II писала хвалебные письма барону М. Гримму.
В одном из ранних портретов императрицы Эриксен запечатлел ее на коне (Портрет Екатерины II верхом. После 1762. ГЭ). Произведение было признано столь удачным, что неоднократно повторялось самим художником как в большом, так и в уменьшенном вариантах.
Большой успех выпал также на долю «Портрета Екатерины II перед зеркалом» (Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) и «Портрета Екатерины II в трауре» (1762. ГТГ) . В Петергофском дворце сохранился портрет Екатерины II перед секретером (Между 1762 и 1764 гг. Музей-заповедник «Петергоф»). Известны и камерные изображения императрицы: в профиль (до 1762. ГЭ), а также выдержанный в «русском» стиле «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике» (1769—1772. ГЭ).
Значительное место занимают в творчестве Эриксена портреты наследника престола Павла Петровича (Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Около 1766. ГЭ). Датский портретист также живописал и великосветских особ, приближенных Екатерины II. Он портретировал царского фаворита Г. Г. Орлова (Около 1765. ГТГ), графа Панина, обер-гофмаршала графа Сиверса, вице-канцлера князя Голицына (1764. ГТГ) и других. Полотна его кисти считались высокопрестижными и охотно покупались за огромные деньги.
С 1766 года художник работал над изображениями участников костюмированных придворных соревнований, так называемой карусели. Он создал два огромных портрета — Григория Орлова в виде «римского воина» и Алексея Орлова в «костюме сарацина» (1766—1772. ГЭ). Среди работ Эриксена есть необычный, полуэтнографический «Портрет столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1771. ГРМ).
Творчество художника отмечено переплетением черт барокко, рококо и классицизма. Портреты Эриксена картинны по своим размерам и характеру композиции. Они мастеровиты, изысканны и нарядны. Эриксен искусно работал в редкой для русских мастеров технике пастели. В ней выполнены упомянутое Я. Штелиным изображение Екатерины II и первый погрудный вариант «Столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1768, ГТГ).
Высокая живописная техника, присущая художнику, оказала прямое влияние, как считает большинство исследователей, на Ф. С. Рокотова в ранний петербургский период его творчества. Молодой Рокотов почерпнул у датского мастера легкость и лессировочную прозрачность мазка.
В 1772 году Эриксен ухал на родину, увезя большое число своих произведений. Часть из них Екатерина II впоследствии выкупила у него. В Дании Эриксен стал придворным художником королевы Юлианы. Он умер в Копенгагене в 1782 году.