На выставке представлены произведения знаменитых живописцев (Сандро Боттичелли, Якопо Тинторетто, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка), которые дают общее представление о развитии западноевропейской живописи от эпохи Возрождения до раннего неоклассицизма. Экспозиция построена на сопоставлении картин, составляющих четырнадцать гармоничных пар. Этот принцип позволяет зрителю лучше понять особенности каждой коллекции и представленных в ней шедевров живописи, а также подчеркивает близость двух музеев.
Создававшиеся как личные коллекции монархов, эти собрания во второй половине XIX века стали общедоступными для зрителей, а в конце Первой мировой войны были переданы государству. Оба музея расположены в уникальных архитектурных постройках – выдающихся памятниках русской архитектуры XVIII-XIX веков и австрийской архитектуры XIX века. Научный и культурный обмен между музеями существует уже не одно десятилетие: начиная с 1980-х годов, музеи неоднократно обменивались выставками и отдельными экспонатами. С наступлением нового века сотрудничество между учреждениями получило новый импульс. Результатом стал значимый обмен картинами в рамках тройственного проекта с музеем Гуггенхайма.
Продолжая дружественные партнерские отношения, музеи представляют новый замысел: четырнадцать шедевров старых мастеров из коллекции Эрмитажа вступают в диалог с полотнами из Художественно-исторического музея Вены.
Открывают выставку монументальные парадные портреты двух императриц, сыгравших столь важную роль в истории обоих музеев. Екатерина II, основавшая Эрмитаж как художественное собрание, здесь сопоставляется со своей старшей современницей Марией Терезией, перенесшей императорскую коллекцию во дворец Бельведер в Вене и много сделавшей для систематизации собрания.
Посетитель может сравнивать картины одних и тех же мастеров из двух собраний (Бернардо Строцци, Франс Халс, Ян Стен, Никола Пуссен) Остальные полотна также имеют точки соприкосновения, но они не столь очевидны. Так, эрмитажный «Портрет молодого человека в меховом плаще» Доменико Каприоло, отражающий влияние Джорджоне, экспонируется рядом с «Портретом Франческо Мария I делла Ровере», приписанным этому великому мастеру. Современниками были и авторы двух других портретов – Джованни Баттиста Морони и Доменико Тинторетто, создавшие образы интеллектуалов Возрождения. Братья Амброзиус и Ганс Гольбейны, представленные на выставке портретами, прошли одну школу у своего отца, также живописца. К сожалению, Амброзиус умер в возрасте 25 лет. Его брат Ганс Гольбейн Младший работал долго и плодотворно не только в Германии, но и в Англии, где создал портретную галерею своих современников. Бартоломеус Спрангер и Ганс фон Ахен одновременно работали при дворе императора Рудольфа II. В их картинах заметна стилистическая близость.
Другие пары скорее основаны на противопоставлениях. «Святой Иероним» флорентийца Сандро Боттичелли подчеркнуто лаконичен и прост по композиции. Напротив, Альбрехт Альтдорфер рассказывает о мучении святой Екатерины со многими подробностями и детально описывает палача и зрителей. Два пейзажа – англичанина Томаса Гейнсборо и немца Якоба Филиппа Хаккерта – показывают принципиально разный подход к этому жанру живописи: если в пейзаже Гейнсборо чувствуется романтический взгляд на природу, то Хаккерт строит свою композицию по строгим законам классицизма.
На выставке экспонируются произведения двух великих мастеров XVI века из коллекции Художественно-исторического музея, не представленных в Эрмитаже. Это Альбрехт Альтдорфер и Ганс Гольбейн Младший.
Выставка, проходившая под названием «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Ботичелли до Ван Дейка», только завершила свою работу в Художественно-историческом музее в Вене. Она была открыта В.В. Путиным, президентом Российской Федерации, и Александером Ван дер Белленом, Федеральным президентом Австрии, вместе с Федеральным канцлером Австрии Себастьяном Курцем. Россия и Австрия успешно реализуют программу сотрудничества и обменов в сфере культуры, образования и науки, которая рассчитана до 2020 года.
Куратор выставки со стороны Государственного Эрмитажа – Мария Павловна Гарлова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства. Со стороны Художественно-исторического музея Вены – директор Картинной галереи, доктор Штефан Веппельманн.
Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (издательство Государственного Эрмитажа, 2018 г.), который предваряют вступительные слова М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа и Сабины Хааг, генерального директора Художественно-исторического музея Вены. Автор вступительной статьи С.О. Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставка «Имперские столицы: Санкт-Петербург – Вена. Шедевры музейных коллекций» организована Государственным Эрмитажем совместно с Художественно-историческим музеем в Вене при поддержке ПАО «Газпром» (Россия) и OMV AG (Австрия)