Изучая Микеланджело

Государственный Эрмитаж
Когда:
06.10.2018—16.12.2018
Где:
Итальянский кабинет

Отправная точка выставки – рисунок из собрания Британского музея в Лондоне, был создан мастером специально для Виттории Колонна, маркизы ди Пескара (1492-1547). Знаменитая интеллектуалка XVI века, была близким другом Микеланджело.


Римские встречи и многолетняя переписка мастера и поэтессы – свидетельство общего взгляда на происходящие события: сложное и противоречивое время в Европе, связанное с Реформацией в северных странах и Контрреформацией в Италии, появлением множества проповедников, объявленных Инквизицией еретиками. Всё это послужило поводом к обновлению католической церкви, к переосмыслению образа Христа и трактовки евангельских событий. Наполненное трагизмом творчество Микеланджело зазвучало с большей драматической окраской.


Из биографии, составленной современниками, известно, что скульптор в течение долгой жизни написал несколько картин для Виттории Колонна. Исследователи его творчества неоднократно предпринимали попытки идентифицировать эти произведения. Картина «Распятие Христа» из частного итальянского собрания, исполненная темперой на тонкой деревянной доске, была связана с именем Микеланджело Буонарроти профессором Лионелло Пуппи, одним из авторитетных историков искусства в Италии. Небольшое произведение, близкое по размеру с листом из Британского музея, повторяет графическую композицию с небольшими изменениями в деталях.


Семь произведений выставки отразили знаменитый спор Микеланджело и современников о наиболее важном виде искусства. Представленные живопись, скульптура и графика дополняют наши знания о великом мастере Ренессанса, отражая новую грань его творчества.


Среди экспонатов картины, исполненные под влиянием произведений Микеланджело. Доска «Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной» написана Хендриком (?) Болиданусом. Имя этого фламандского художника, новое для истории искусства, открытое благодаря подготовке к выставке, вводится в научный оборот. Эрмитажное произведение демонстрируется вместе с работой итальянского последователя Микеланджело «Распятый Христос» из ГМИИ им. А.С.Пушкина, гравюрами, восходящими к композиции мастера, а также его скульптурным портретом предположительно работы Джованни Антонио Дозио.


В процессе подготовки выставки картины были исследованы в Лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа под руководством А.И. Косолапова. В Лаборатории реставрации темперной живописи О.И.Джения провела раскрытие авторского красочного слоя «Распятия» из коллекции Эрмитажа. Весь комплекс технических, реставрационных и документальных исследований является дополнением к изучению творчества Микеланджело и произведений, созданных под его влиянием.


Куратор выставки – Зоя Владимировна Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году...

О музее

По материалам hermitagemuseum.org

Выставки в этом музее

Еще 74 выставки в этом музее