Сочетание уникального бронзового блюда и предметов близких ему по стилю и времени, дает представление о разнообразии стилей и памятников этого периода в контексте становления нового, мусульманского искусства.
Центральное место на выставке занимает бронзовое блюдо из коллекции Аль-Тани, содержащее мотивы Нила в большом разнообразии. Трактовка и необычное сочетание редко совместимых на одном предмете сцен говорит, скорее, об их переработке уже в эпоху ислама. В этот период античные сюжеты утратили свое первоначальное значение и вошли в общую благопожелательную программу предметов. С другой стороны, по технологическим особенностям этот памятник стоит особняком от ранне-исламских бронзовых аналогов. Ценность этого произведения, появившегося на научном горизонте недавно, прежде всего в том, что оно сочетает в себе признаки искусства доисламского Египта с геометрической компоновкой блюд эпохи первых веков ислама.
Блюдо из коллекции Аль-Тани открывает новые возможности – показать на его примере сложные явления в общественной жизни и искусстве, происходившие в Восточном Средиземноморье в столетия, непосредственно предшествующие арабскому завоеванию Ближнего Востока, а также в первые века после него. Развитие эллинистических мотивов в провинциях Византийской империи (V-VII вв.) не прервалось с возникновением Арабского халифата в VII веке, но послужило основой для формирования мусульманского искусства эпохи халифата Омейядов (661-750 гг.) со столицей в Дамаске.
Мнения исследователей относительно точной датировки блюда расходятся: от эпохи, непосредственно предшествующей появлению ислама (V – начало VII вв.), до первых веков ислама (VII–VIII вв.). Эксперты, исследовавшие блюдо из коллекции Аль-Тани едины в следующем – это памятник высочайшего уровня, созданный мастером или мастерами, обладавшими незаурядным искусством и обстоятельным знанием произведений, созданных в Юго-Восточном Средиземноморье (Египет, Сирия, Палестина) на рубеже эпохи возникновения ислама.
Сложные явления в развитии искусства на Ближнем Востоке на кануне возникновения ислама и в первые столетия после арабского завоевания иллюстрируются на выставке также благодаря представленным памятникам из эрмитажного собрания.
Экспозиция включает в себя группу коптских памятников с многочисленными «нильскими» сценами, изображениями великой реки, ее флоры и фауны, созданных в Египте в V – IX веках и содержащих античные мотивы, переработанные в духе местных традиций.
На выставке представлены эрмитажные бронзовые предметы, известные в научной литературе и считающиеся классическими образцами раннего мусульманского искусства. От торевтики этого периода сохранились, главным образом, блюда и кувшины. Они обильно украшены орнаментами и сюжетами, имеющими античное происхождение. Эти памятники позволяют проследить дальнейшее переосмысление, а также постепенное сложение схемы декора и членения поверхности украшаемых изделий. Сходная схема – акцентуация центрального медальона и расположение декора в поясах, окружающих его, – использована в художественном оформлении блюда из коллекции Аль-Тани, что сближает этот предмет с ранними произведениями мусульманских мастеров.
К выставке подготовлен каталог «У истоков мусульманского искусства: Блюдо из коллекции Аль-Тани» (СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2018).
Куратор выставки – Антон Дмитриевич Притула, ведущий научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Государственного Эрмитажа, кандидат филологических наук.