В экспозиции представлен абсолютный шедевр из Британского музея, Лондон, – знаменитый рисунок, выполненный им для Виттории Колонна, маркизы ди Пескара, и связанный, возможно с особыми богословскими настроениями итальянских предреформаторов. Христос изображен в тот момент, когда он поднимает глаза к небу и говорит: «Боже, Боже, почто ты оставил меня?».
Личностный человеческий характер этого эпизода подчеркивается тем, что в Евангелиях (Матфей – Марк) эти слова приведены по-арамейски на разговорном языке тогдашней Палестины. Эта иконография порывала со средневековой традицией показывать уже опавшее мертвое тело и делала некий реверанс в сторону византийских обычаев, а главное, была связано со сложными дискуссиями богословского характера, для многих в Риме еретических.
Известно, что Микельанджело исполнил на эту тему и небольшую станковую картину. Новейшая гипотеза принадлежит покойному профессору Пуппи, который видит ее в одном распятии из частной коллекции. Вопрос находится в стадии дискуссии, частью к которой является эта выставка и сопряженные с нею реставрационные исследования в Эрмитаже. Одним из приемов публичного исследования является контекст – различные вариации на тему этой утраченной картины – гравюры и картина из Эрмитажного собрания, «Распятый Христос» из ГМИИ им. Пушкина и итальянский скульптурный портрет.
В ходе подготовительных исследований и реставрации были сделаны некоторые предварительные открытия. Расчистка эрмитажного произведения «Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной» выявила особенности письма и подпись, позволяющую предположить, что перед нами работа голландского (а не итальянского) художника, работавшего в Риме. Скорее всего это Хендрик (?) Болиданус, а прекрасный мраморный портрет Микеланджело из частного собрания тоже нашел пока предположительного автора – Джованни Антонио Дозио.
Все вместе стало элегантным представлением «кухни» музейной науки и является частью современной мировой музейной стратегии показа зрителю сути и сложности музейной работы в фондах и реставрационных мастерских.
«Мы показываем выставку, представляющую лишь малую часть того, что проходит в Эрмитаже, лишь верхушку айсберга музейной науки – типичную для нашего музея выставку-исследование, посвященную Микеланджело, которое проводится нашими реставраторами и историками искусства, нашими искусствоведами. В Эрмитаже регулярно проходят подобные выставки-исследования, посвященные генезису искусства, вопросам реставрации, искусствоведческим исследованиям» – отметил в своем выступлении Михаил Борисович Пиотровский.
В процессе подготовки выставки картины были исследованы в Лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа под руководством А.И. Косолапова. В Лаборатории реставрации темперной живописи О.И. Джения провела раскрытие авторского красочного слоя «Распятия» из коллекции Эрмитажа. Весь комплекс технических, реставрационных и документальных исследований является дополнением к изучению творчества Микеланджело и произведений, созданных под его влиянием.
Куратор выставки – Зоя Владимировна Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлена брошюра «Изучая Микеланджело» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. – 45 с.: ил.), авторы статей – С.О. Андросов, З.В. Купцова, Л. Пуппи.