Изучая Микеланджело

Государственный Эрмитаж
Когда:
06.10.2018—16.12.2018
Где:
Итальянский кабинет

В экспозиции представлен абсолютный шедевр из Британского музея, Лондон, – знаменитый рисунок, выполненный им для Виттории Колонна, маркизы ди Пескара, и связанный, возможно с особыми богословскими настроениями итальянских предреформаторов. Христос изображен в тот момент, когда он поднимает глаза к небу и говорит: «Боже, Боже, почто ты оставил меня?».

Личностный человеческий характер этого эпизода подчеркивается тем, что в Евангелиях (Матфей – Марк) эти слова приведены по-арамейски на разговорном языке тогдашней Палестины. Эта иконография порывала со средневековой традицией показывать уже опавшее мертвое тело и делала некий реверанс в сторону византийских обычаев, а главное, была связано со сложными дискуссиями богословского характера, для многих в Риме еретических.

Известно, что Микельанджело исполнил на эту тему и небольшую станковую картину. Новейшая гипотеза принадлежит покойному профессору Пуппи, который видит ее в одном распятии из частной коллекции. Вопрос находится в стадии дискуссии, частью к которой является эта выставка и сопряженные с нею реставрационные исследования в Эрмитаже. Одним из приемов  публичного исследования является контекст – различные вариации на тему этой  утраченной  картины – гравюры и картина из Эрмитажного собрания, «Распятый Христос» из ГМИИ им. Пушкина и итальянский скульптурный портрет.

В ходе подготовительных исследований и реставрации были сделаны некоторые  предварительные открытия. Расчистка эрмитажного произведения «Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной» выявила особенности письма и подпись, позволяющую предположить, что перед нами работа голландского (а не итальянского) художника, работавшего в Риме. Скорее всего это Хендрик (?) Болиданус, а прекрасный мраморный портрет Микеланджело из частного собрания тоже нашел пока предположительного автора – Джованни Антонио Дозио.

Все вместе стало элегантным представлением «кухни» музейной науки и является частью современной мировой музейной стратегии показа зрителю сути и сложности музейной работы в фондах и реставрационных мастерских.

«Мы показываем выставку, представляющую лишь малую часть того, что проходит в Эрмитаже, лишь верхушку айсберга музейной науки – типичную для нашего музея выставку-исследование, посвященную Микеланджело, которое проводится нашими реставраторами и историками искусства, нашими искусствоведами. В Эрмитаже регулярно проходят подобные выставки-исследования, посвященные генезису искусства, вопросам реставрации, искусствоведческим исследованиям» – отметил в своем выступлении Михаил Борисович Пиотровский.

В процессе подготовки выставки картины были исследованы в Лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа под руководством А.И. Косолапова. В Лаборатории реставрации темперной живописи О.И. Джения провела раскрытие авторского красочного слоя «Распятия» из коллекции Эрмитажа. Весь комплекс технических, реставрационных и документальных исследований является дополнением к изучению творчества Микеланджело и произведений, созданных под его влиянием.

Куратор выставки – Зоя Владимировна Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлена брошюра «Изучая Микеланджело» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. – 45 с.: ил.), авторы статей – С.О. Андросов, З.В. Купцова, Л. Пуппи.

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году...

О музее

По материалам hermitagemuseum.org

Выставки в этом музее

Еще 84 выставки в этом музее