Выставка посвящена выдающемуся археологическому открытию всемирно известных древнеримских городов – Помпей и Геркуланума, погибших в 79 году н.э. в результате извержения вулкана Везувия. Масштабы катастрофы потрясли весь античный мир, но посмертная слава двух городов оказалась разной. В Помпеях раскопки проводились от имени имперских чиновников в целях извлечения ценностей, поэтому до нас дошли только подробности частной жизни римлян, в то время как Геркуланум сохранил в полной неприкосновенности не только частные дома, но и общественные памятники. Были открыты городские улицы и площади, общественные сооружения и жилые дома с хозяйственными помещениями; обнаружены частично пострадавшие фрески и статуи; изучены надписи, вырезанные, по обычаю древних, на камне; и даже восстановлены внешние очертания некоторых из погибших и засыпанных пеплом людей и животных, тела которых обратились в прах, но оставили ясные следы своих форм.
Из археологического парка Помпеи на выставке представлены фрески «Дионис и Ариадна» и «Александр и Роксана» из Дома Золотого браслета; камея «Вакх и Ариадна» из Дома Марка Фабия Руфа и бронзовый кратер из Дома Юлия Полибия.
Благодаря обнаруженным прекрасно сохранившимся фресковым росписям, значение Помпей и Геркуланума для изучения античной живописи исключительно велико. В Помпеях работало несколько художественных мастерских, «школ», выработавших свои определенные правила, которыми строго руководствовались ученики. Индивидуальность проявлялась способности комбинировать мотивы росписей, развивать и варьировать их в согласии с традицией. Мастера, работавшие в Помпеях и Геркулануме, следовали модным веяниям, шедшим из Рима, которые, в свою очередь, усваивали течения, занесенные из Греции и эллинистического Востока. Яркость помпейских фресок объясняется обработкой грунта и качеством материала красок: грунт для фресок готовился особым образом и сохранялся влажным в течение всего времени работы мастера, который расписывал поверхность.
Прекрасными образцами дошедших до нас росписей являются также фрески «Ахилл на Скиросе» и «Геракл и Омфала» из Собрания Национального археологического музея Неаполя.
Римская скульптура 1 века н.э. представлена мраморной статуей Конкордии августы (Национальный археологический музей Неаполя). Богиня согласия и покровительница супружества Конкордия, изображена в образе матроны, держащей в левой руке рог изобилия, а в правой не сохранившуюся оливковую ветвь.
Особое значение для римской культуры имел скульптурный портрет, что во многом было обусловлено мировоззрением самих римлян, их объективным восприятием скульптуры, практической потребностью в сохранении точного изображения облика портретируемого. Включенный в состав выставки бронзовый бюст Тиберия из Национального археологического музея Неаполя продолжает традиции этрусской и раннеиталийской портретной пластики. В портрете проявляются черты репрезентативности и граничащая с холодностью строгость пластической формы – специфически римские качества.
Экспозицию дополняет камея «Вакх и Ариадна», найденная в Доме Марка Фабия Руфа, – пример резьбы с выпуклым релефным изображением, которые могли использоваться в качестве украшений, вотивных посвящений и подарков. Сюжет представленный на выставке камеи восходит к мифу о встрече Вакха, бога виноделия и веселья, с критской царевной Ариадной, покинутой греческим героем Тесеем на острове Наксос.
Выставка предваряет масштабный выставочный проект Государственного Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеи – «Боги. Люди. Герои», который готовится к показу в Манеже Малого Эрмитажа в апреле 2019 года.
Экспозиция подготовлена сотрудниками Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа под руководством Анны Алексеевны Трофимовой, заведующей Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидата искусствоведения.
Куратор выставки – Андрей Валерьевич Кузнецов, младший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
Выставка проходит при поддержке Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге