«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Государственный Эрмитаж
Когда:
08.12.2018—10.03.2019
Где:
Главный музейный комплекс, Манеж Малого Эрмитажа

С 8 декабря по 10 марта вводятся дополнительные часы работы выставок «”Не верь глазам своим”. Обманки в искусстве» и «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» по вторникам, четвергам и субботам с 18.15 до 21.00. Входные билеты приобретаются в кассе Малого Эрмитажа в день посещения выставок с 18.00 до 20.30 и действуют в день приобретения с 18.15 до 21.00. Билет дает право посещения только двух указанных выставок. Стоимость билета 300 рублей, без льгот.

Обманка – иллюзорное воспроизведение художественными средствами реальных предметов, вызывающее эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения. 

Обманки ведут игру со зрительским восприятием: плоские предметы становятся объемными, близкое – далеким; иллюзия становится реальностью. Обманки заставляют удивляться мастерству художника, столь убедительного в своем стремлении «обмануть». Глядя на такие произведения, вспоминается афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись: “буйвол”, не верь глазам своим». 

В составе экспозиции, построенной исключительно на материалах Государственного Эрмитажа, около 700 предметов, позволяющих представить многообразие типов обманок различных эпох, культур и регионов. Эрмитажные коллекции дают возможность показать историю зарождения имитаций и иллюзий, начиная с древних культур Египта, Греции и Рима, акцентировать расцвет обманок в искусстве XVII–XVIII веков и проследить их общую эволюцию вплоть до начала ХХ века. Среди экспонатов выставки произведения живописи и графики, скульптура; изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, разнообразные ткани, предметы мебели.

Впервые, в таком масштабе и комплексно, на выставке представлены экспонаты, в которых определяются различные виды обманок, среди которых: тромплёй (фр. trompe-l’oeil – обман зрения) – произведения, создающие иллюзию объема; имитация материалов – вещи, кажущиеся выполненными из других материалов (дерева, камня, металла), имитация предметов – объекты, принимающие облик других предметов (книг, плодов, цветов). 

Экспозиция построена на сопоставлении объектов: мнимых и действительных. Зрители приглашаются в увлекательную игру разгадывания предметов-обманок, попадая в «кабинет-библиотеку», «римский двор», «художественную галерею», «деревенскую избу», «сад», прочие реконструкции и сценарии. Как в любой пьесе, предполагается определенное развитие сюжета: зритель замечает объект, принимает его за реально существующий, затем обнаруживает розыгрыш, вызывающий еще большее любопытство.

Обманки обязательно должны быть «раскрыты», иначе теряется смысл их существования, иначе сценарий не будет разыгран. Это не обман, а игра в обман. Чтобы какой-либо объект стал обманкой, он должен имитировать «образец» во всех мелочах, вплоть до соответствия размеров, – с целью создания абсолютной иллюзии реальности, вещественности. Иногда даже неполное следование этим критериям (например, маленький размер обманки) не мешает мастеру вводить зрителя в заблуждение. При этом обманка не всегда предполагает немедленное разоблачение, часто преследуя более утилитарные цели. Например, используемые в архитектуре иллюзионистические росписи, дают возможность визуально увеличить пространство; а имитации материалов – добиться экономии. Но даже если «обман» в них раскрыт, это не возмущает, а удивляет и восхищает мастерством исполнения,  правдоподобием. 

Искусство обманки, зародившееся в древности, на протяжении многих столетий вызывало и продолжает вызывать неизменный интерес. Подобные произведения были популярны в культуре Европы, России, Востока. К ним обращались известные мастера, простые ремесленники, художники-любители. Обманки не всегда имели признанную эстетическую ценность; их создание иногда диктовалось потребностями массового производства или было частью оформления праздников. 

Предыстория искусства обманок восходит к Древнему Египту, Древней Греции и Риму. Египетские памятники не только самые ранние из представленных на выставке, но и наиболее своеобразные, так как они были порождены совершенно особым взглядом на мир. Одни из них имитируют фактуры материалов или формы предметов, другие – функциональное назначение. Среди них разнообразные предметы погребального культа. Так, например, реальный жертвенник мог нести изображения того, что на него возлагалось во время жреческих служб. Ярким примером замены одного материала другим является египетский фаянс, который обретал цвет бирюзы, лазурита, яшмы и воспринимался египтянами как натуральный камень.

Рождение искусства обманки связывают также с художественными иллюзиями в культурах Древней Греции и Рима. Именно в этот период появляются и получают блестящее развитие перспективные росписи и мозаики, создающие визуальную трехмерность пространства и предметов. При оформлении интерьеров были разработаны приемы декорировки стен, известные как четыре помпеянских стиля. Именно они заложили основу ренессансным и последующим иллюзиям. Имитация материалов, например, металла показана на примере керамики буккеро – вазы и сосуды, изготовленные в оригинальной, свойственной только этрусским мастерам, технике. 

Новое отношение к восприятию мира, связанное с эпохой Ренессанса, породило и новое отношение к искусству обманок. Открытие прямой линейной и воздушной перспективы позволило придать изображениям иллюзию трехмерности, что достигалось изменениями пропорций, насыщенности цвета и очертаний объектов по мере их удаления от зрителя. Изучение оптических эффектов сделало возможным отражать на плоскости почти осязаемую фактуру предметов, представленных в различных ракурсах.

Понятие тромплёй принято в обозначении живописных обманок, по сути, это самые правдивые реалистические картины, в которых создан не просто образ предмета, а его имитация. На выставке можно увидеть натюрморты trompe-l’oeil художников И. К. Фюссли, Г. Н. Теплова, И. Ф. Гроота, других. 

В произведениях, не содержащих на первый взгляд ничего «обманного», нередко присутствуют элементы тромплёй. Это могут быть изображения насекомых, «ползающих» по холсту; бумажных наклеек, «кучи бумаг» и других вещей, будто выходящих из плоскости картины. Ввести зрителя в заблуждение могут «объемные» занавески, закрывающие часть картины; «охотничьи трофеи» с битой дичью. Элементы тромплёй можно увидеть на предметах декоративно-прикладного искусства ‒ письменных приборах, табакерках, веерах, предметах мебели. 
В XVII–XVIII столетиях для различных иллюзионистических розыгрышей часто использовались фигуры (dummy-boards), написанные на деревянных досках или металлических листах, и вырезанные по контуру изображений. Редчайшим образцом двусторонней обманки является фигура китайца (Западная Европа?, XVIII в), занимающая особое место в уникальной эрмитажной коллекции подобных произведений. Задача dummy-boards – удивить гостей. Некоторые из них были вывесками в лавках и тавернах; другие выставлялись на аллеях и в павильонах парков. В интерьерах обманные фигуры служили каминными экранами, размещались в проемах дверей, углах комнат, на лестницах и в коридорах. Постановка была рассчитана на эффект неожиданной встречи с таким персонажем, который на расстоянии и при неярком освещении воспринимался как живой человек.

На протяжении многих столетий мастера обращались к убедительному воспроизведению всевозможных объектов: масляных картин, гравюр и рисунков, произведений глиптики и нумизматики, книг и альбомов, всяческих бытовых вещей и безделушек. В различных техниках и материалах создавалась «еда» (вплоть до повторений свежей выпечки и печенья) и «живая природа» – цветы и плоды, птицы и насекомые, земноводные и обитатели морских глубин. 

В XVIII веке необычайную популярность приобретают фарфоровые обманки. Фарфоровые «безделушки» надевают на себя «маски» других вещей. Они разыгрывали гостей, способствуя поддержанию атмосферы праздника, театра. Сервизные предметы принимают вид фруктов и овощей, ягод и листьев. Посуду с реалистично выполненными из фарфора яблок, винограда, дынь, капусты, спаржи, артишока и прочими закусками ставили рядом с настоящими и ожидали, когда кто-либо из сотрапезников потянется за искусственным угощением. В своеобразное соревнование с природой вступают фарфоровые цветы, раскрашенные «под натуру». 

В прикладном искусстве встречаются имитации различных материалов, внешне неотличимые от оригиналов: «под цветной камень», «под черный металл», «под бронзу», «под золото», «под серебро», «под тисненую кожу». Такие изделия отвечали разным задачам изготовителя и заказчика – удешевление производства, подражание труднодоступным и редким материалам, демонстрация мастерства, но нередко – создание предмета для розыгрыша, шутки. 

Популярной «средой обитания» обманок были библиотеки и кабинеты. Натюрморты-тромплёй, столики с изображением лежащих на них писем, перьев, других «кабинетных» вещей органично вписывались в обстановку комнат, предназначенных для чтения и научных занятий. Излюбленными образцами для создания обманок были книги и альбомы, в которые превращались футляры для хранения камей и слепков, пресс-папье, коробочки, кошельки, табакерки, прочие вещи. 

Выставка подготовлена Отделом Истории русской культуры (заведующий В. А. Федоров) при участии Отдела Античного мира, Отдела Востока, Отдела нумизматики, Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Отдела западноевропейского прикладного искусства, Отдела «Музей Императорского фарфорового завода», Научной библиотеки, Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

Авторы концепции, кураторы выставки – старшие научные сотрудники Отдела истории русской культуры: Ирина Радиковна Багдасарова, кандидат искусствоведения, и Наталья Юрьевна Бахарева.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Не верь глазам своим”. Обманки в искусстве» (2018, 504с.). Научная редакция и вступительное слово к каталогу – М. Б. Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа. Авторы статей научные сотрудники Государственного Эрмитажа: А. О. Большаков (Имитация в культуре Древнего Египта); Я. С. Радолицкая (Рождение иллюзии. Античность); М. Л. Меньшикова (Традиция и осознанный обман в искусстве Китая); авторы Предисловия и статьи Искусство и игра в реальность. Европа и Россия XIV – начала XX века ‒ И.Р. Багдасарова, Н.Ю. Бахарева.

По материалам выставки также выпущена брошюра «”Не верь глазам своим”. Обманки в искусстве», авторы текста – И. Р. Багдасарова, Н. Ю. Бахарева (Издательство Государственного Эрмитажа, 80с.)

Дизайн каталога и брошюры – И.М. Далекая. Дизайн-проект выставки – А.И. Шелютто, И.В. Чекмарёва, Т.Б. Журавлёв. Выставку сопровождает видеофильм; автор сценария – А.А. Маслова. 

Генеральный спонсор выставки – банк ВТБ.
https://www.vtb.ru/

   

Проект осуществлен при поддержке BP.

  

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году...

О музее

По материалам hermitagemuseum.org

Выставки в этом музее

Еще 84 выставки в этом музее