Осень русского Средневековья

Мраморный дворец
Когда:
21.02.2019—13.05.2019
Где:
Корпус Бенуа

Выставка, посвященная сакральному искусству XVII столетия, представляет произведения исключительно из фондов Русского музея, многие них — впервые или с новой атрибуцией. Обширная коллекция книг, предметов ювелирного искусства, лицевого шитья, иконописи, монументальной живописи XVII века, формировавшаяся постепенно с момента основания музея, дает всестороннее представление о путях и особенностях развития искусства этого времени. 

Для русской культуры XVII века, начавшегося смутным временем и завершившегося петровскими преобразованиями, свойственно нарастание индивидуального, личностного начала,  появление в иконописи черт иллюзионизма, усиление связей между живописью и иконописью, большой интерес ко всему западноевропейскому, небывалое внимание к детализированному мелочному письму.

Зритель сможет познакомиться с основными явлениями художественной жизни XVII века, узнать о развитии разных центров. При взгляде на роскошно оформленные напрестольные Евангелия, драгоценные, с рубинами, алмазами и изумрудами, оклады икон, недосягаемые по мастерству исполнения памятники иконописи, трудно поверить, что XVII век — это не только небывалый расцвет, но, вместе с тем, пышный закат средневековой культуры.

Одна из ярчайших примет своеобразия иконописи XVII века — это исключительное обилие имен. От XVII века до нас дошли сотни подписных икон и произведений декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены иконы кисти Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина и других мастеров. 

В эту эпоху прослеживается нарастание противоречий, усиление полярности художественных явлений. Погружение в художественный мир Осени русского средневековья позволяет по-новому увидеть эпоху петровских преобразований, осознать, что основание и строительство Петербурга, а также процесс обмирщения искусства в XVIII столетии были органичным следствием духовных поисков человека XVII века.          

Мраморный дворец

Мраморный дворец

Возведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки...

О музее

По материалам rusmuseum.ru

Выставки в этом музее

Еще 46 выставок в этом музее