Перелом кистей: как враждовали великие художники прошлого и настоящего
Вражда в мире художников – вещь достаточно распространенная, и привести она может совершенно к разным последствиям. Platfor.ma приводит девять известных историй противостояний и неприязни в мире искусства.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И МИКЕЛАНДЖЕЛО
Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти считаются одними из величайших художников, когда-либо живших на Земле. Так уж случилось, что жили они, собственно, в одно время, в одном месте, да еще и работали в одном стиле. Естественно, соперничество между этими мастерами было неизбежным.
В 1504 году их творческие дороги первый (и, вероятно, к счастью, последний) раз пересеклись, когда их обоих пригласили для работы над Залом пятисот во флорентийском Палаццо Веккьо. С одной стороны зала да Винчи работал над изображением битвы при Ангиари, а с другой Микеланджело занимался запечатлением сражения у Кашине.
Леонардо был уже в зрелом возрасте, широко известный благодаря своей Моне Лизе, в то время как Микеланджело считался амбициозным вундеркиндом. Совершенно разные как по происхождению (Буонаротти был из дворянской семьи), так и по характеру, два художника абсолютно не сумели найти общий язык. Однажды на улице Микеланджело отпустил шпильку в адрес да Винчи по поводу его незаконченной конной статуи в Милане. В другой раз Леонардо позволил себе комментарий по поводу того, что известной скульптуре Давида авторства его соперника было бы неплохо прикрыть его интимные места. В итоге после длительной череды перебранок или просто молчаливого презрения друг к другу затянувшаяся работа над холлом была перепоручена другим художникам. Буонаротти позвали сооружать мавзолей по просьбе папы Юлия Второго, а Леонардо вскоре тоже забросил проект. Да Винчи и Микеланджело так никогда и не нашли общий язык.
КАРАВАДЖО И ДЖОВАННИ
Однажды Микеланджело Мериси да Караваджо, более известный просто как Караваджо, был тонко высмеян в картине Джованни, которую он нарисовал как художественный ответ на «Амура-победителя» соперника. Караваджо публично объявил полотно конкурента плагиатом и дешевым наследованием, на что Джованни в ответ создал еще одну версию работы, на которой изобразил дьявола с лицом Караваджо.
Тот смолчать не смог и написал серию острых сатирических стихов, посвященных Джованни, в которых даже намекнул, что картины его оппонента годятся только в качестве туалетной бумаги. За такую дерзость ему пришлось отвечать перед судом: Джованни подал иск, и Караваджо был в наказание за оскорбления лишен свободы на несколько дней. После этого скандала художники предпочитали не упоминать друг о друге и избегать любых возможных встреч.
ВАН ГОГ И ГОГЕН
Вражда между Винсентом Ван Гогом и Гогеном началась, как это часто случается, с тесной дружбы. Великие художники впервые услышали друг о друге в 1880-х, а в 1888 Ван Гог пригласил Гогена присоединиться к нему на юге Франции, и тот после некоторых колебаний все же согласился. Крепкое товарищество, завязавшееся между постимпрессионистами, со временем начало ослабевать по мере возникновения разногласий, в особенности в вопросах предназначения искусства и организации творческого процесса.
Ван Гог искренне восхищался своим другом и его искусством, так что непрекращающиеся неурядицы в их взаимоотношениях очень пугали нидерландского мастера возможным отъездом Гогена. Тем не менее, напряжение между художниками возрастало, что негативно сказывалось на общем эмоциональном состоянии Ван Гога. Во время очередной перепалки он набросился на Гогена с бритвой. Тот сумел отбиться, но на следующий день без промедления уехал. В ту же ночь Ван Гог, возможно, в порыве раскаянья, отрезал себе мочку уха тем же самым лезвием.
ПАБЛО ПИКАССО И АНРИ МАТИСС
Пикассо и Матисс на протяжении почти всей своей творческой карьеры пытались превзойти друг друга. Будучи заядлыми соперниками, модернисты иногда соревновались в изображении одних и тех же объектов, и даже давали одинаковые названия своим творениям. Несмотря на публичную вражду и показную демонстрацию неприязни (например, у Пикассо на стене висел плакат с изображением Матисса, в который он метал дротики), на самом деле художники глубоко уважали друг друга, а их креативная гонка служила наилучшим источником вдохновения для обоих.
В своих воспоминаниях возлюбленная Пикассо Франсуа Гило писала, что для ее Пабло никто в жизни никогда не значил так много, как Матисс. При этом здоровая конкуренция временами отравлялась язвительными замечаниями в адрес друг друга. Такими, к примеру, как заявление Пабло Пикассо на одном из творческих вечеров, где присутствовал также и Матисс, что его зарисовки венецианской капеллы скорее напоминают ванную комнату. Несмотря на то, что между этими художниками все время было нечто среднее между ненавистью и крепкой дружбой, творческая гонка все же помогла обоим раскрыть свой потенциал.
БРУНЕЛЕСКИ И ГИБЕРТИ
Во эпоху Возрождения случилось столкновение двух выдающихся архитекторов: Брунелески и Гиберти. При сооружении кафедрального собора в 1401 году во Флоренции оба претендовали на создание литых дверей, но предпочтение было отдано Гиберти, что заложило основу соперничеству. Во второй раз их судьбы пересеклись в 1418 году, когда нужно было разработать форму сводов для того же строения. Брунелески предложил более удачный вариант, и был утвержден для его воплощения в жизнь, но так как Гиберти прославился как мастер в этом направлении, то его назначили в помощь. Брунелески это, конечно, взбесило, и, чтобы доказать, что у его соперника недостаточно мастерства для подобной задачи, он симулировал болезнь, так что Гиберти пришлось трудиться в одиночку. Особых успехов в чужом проекте он не добился. Когда же «исцелившийся» мастер взялся за работу, процесс начал стремительно продвигаться, что значительно подпортило репутацию Гиберти. Проект был окончен в 1436 году, став на тот момент наибольшим существовавшим сводом собора.
ПОЛЛОК И ДЕ КУНИНГ
Вражда между Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом была не столько спровоцирована самими художниками, сколько подогревалась арт-критиками, которые постоянно сравнивали их между собой. В частности, искусствоведы Клемент Гринберг и Гарольд Росенберг, имевшие на тот момент огромное влияние в мире искусства, вели между собой непрекращающуюся дискуссию на предмет того, кто же все-таки из двух художников более выдающийся. Гринберг агитировал за Поллока, отстаивая его абстрактную плоскую работу с цветом как квинтэссенцию модернизма, Росенберг же считал, что резкие мазки де Кунинга, сохраняющие отзвуки изображений, были более достойны войти в историю. Именно благодаря этим критикам стили живописи соперников получили свои названия: «живопись действия» и «живопись цветных полей». Таким образом, не соперничая между собой на самом деле, эта пара художников все равно была обречена на постоянное сравнение друг с другом.
БОРРОМИНИ И БЕРНИНИ
Эти два архитектора соперничали в Италии начала XVII века. Борромини был одним из тех, кто наполнял улицы Рима величественным барокко, Бернини же оставался верным идеям классицизма и предпочитал не экспериментировать с новыми стилями. Между этими архитекторами конкуренция была открытой и явной, и оба творца не скрывали своей неприязни, состязаясь за различные проекты и престиж в обществе. При сооружении роскошной площади Навона в Риме право на строительство церкви Сант Агнесе ин Агоне было отдано Борромини. Бернини же, который тоже претендовал на этот проект, получил всего лишь заказ на разработку центрального фонтана на площади. Обозленный на своего противника, в 1644 году архитектор включил в скульптурную композицию фонтана Четырех рек персонажа, который в притворном ужасе отшатывается от церкви Борромини.
ЭНГР И ДЕЛАКРУА
Главный вопрос, поднятый двумя художниками XIX века, Жан-Домиником Энгром и Эженом Делакруа, звучал так: одинаково ли достойны уважения неоклассицизм и романтизм? Энгр был сторонником классики, предпочитал ограниченную палитру цветов и как основное средство изображения использовал линию и форму. В картинах Делакруа преобладали яркие, насыщенные цвета и броские контрасты, свойственные романтизму. О том, чьи работы лучше, художники часто бурно спорили даже на людях, а одна из таких стычек закончилась выплеснутым на одного из художников кофе.
БЕНКСИ И КИНГ РОББО
Соперничество между художниками продолжается и в наше время. Соревнование между анонимным Бенкси и еще одним стрит-арт художником Кинг Роббо выплеснулось прямо на улицы. Небезызвестные деятели искусства зарисовывают, изменяют и «украшают» работы друг друга издевками и насмешками. Так, однажды Бенкси дополнил работу Кинг Роббо изображением уборщика, который закрашивает это граффити. В ответ Кинг дорисовал на том же месте человечка, который заново восстанавливает изначальное изображение.