Гризайль — техника одноцветной живописи

Гризайль — это техника одноцветной живописи, чаще всего выполненная различными по тональности градациями серого или сепией, однако иногда ее также относят к рисунку. Кроме того, гризайль это также техника создания имитации рельефов и скульптур в архитектуре.

Появилась она еще в античности, однако широкое распространение получила лишь в средние века. Тогда ее повсеместно использование как в станковой живописи, так и для украшения помещений. Поначалу гризайль пользовалась исключительно для выполнения эскизов. однако довольно быстро заняла свое место среди прочих видов живописи, поэтому палитра стала расширяться — если изначально она была серой, то со временем появилась сепия (краска, получаемая из чернильного мешка каракатицы). а в последствии добавились синеватые и красноватые оттенки.





Эта техника стала особенно популярна в качестве миниатюры витража уже в 16 веке. В станковой живописи она была характерна для северной школы. Например, Босх и Брейгель часто прибегали к этому приему в своей работе.

Гризайль может быть использована не только как самостоятельное произведение, но и как подмалёвок для будущей многоцветной картины. Так художник создает объемный одноцветный рисунок, чтобы продумать работу света и тени, а поверх уже наносит красочный слой, работая в привычной живописной манере. Этюды и наброски в технике гризайль можно повсеместно встретить у отечественных мастеров, например, у Александры Ивановой или Карла Брюллова.





Нельзя забывать и об интерьерных росписях, которыми украшались дворцы. Художники прибегали к Гризайлю для имитации всей палитры архитектурных деталей — колонн, арок, бордюров, лепнин и даже скульптур. Росписи создавались так, как если бы изображаемые предмет действительно стоял в определённом месте и был освещен конкретным источником света. К тому же гризайль размещается обычно на приличном расстоянии от зрителя под потолком или на нём. Так что по окончании работы иллюзия становится настолько яркой, что зачастую с первого взгляда невозможно понять — реальная перед вами скульптура нарисованная.