Рамка-видоискатель на пленэре

Для поиска композиции этюда художники привычно пользуются рамкой видоискателя. Рамка может быть разной. Если у вас привычный формат А4 или кратные ему А3, А5, А6 и так далее, то вам подойдёт рамка с размерами 3х4, 6х8 и так далее кратными ей. Вы можете вырезать большую или маленькую рамку, они подойдут для разных этюдов. Для дальних планов лучше использовать рамку поменьше, для ближних — покрупнее и, соответственно, к своему этюду, к своему пейзажу вы подберете ту или иную.



Рамка видоискателя для пленэра

Удобно, если у вас на рамку, помимо всего прочего, нанесена координационная сетка, которая делит стороны как минимум на 4 части. Тогда вы сможете пропорционально переносить все то, что видите в рамке, себе на лист. Для этого можно на картонную рамочку приклеить обычную пленку и разграфитить по линейке. Таким образом вам легко будет увидеть нужный сюжет в пропорциях.

Если ваш размер этюда то и дело меняется, то есть его пропорции меняются и не хочется делать несколько рамок, то можно сделать два подвижных уголка, которые вы будете фиксировать скрепкой. У вас получится либо более вытянутый формат, либо более квадратный, в  зависимости от пропорции вашего листа. Глядя через рамку на пейзаж, закрываем один глаз и видим его уже готовый в раме и всё это можно переносить на лист.

Но прежде, чем вы будете это делать, попробуйте поискать несколько вариантов сюжета. Возможно для этого сделать просто композиционную графическую зарисовку.

Как правильно выбрать сюжет для этюда?

  • Избегайте вариантов, когда у вас очень много объектов, когда вам захочет рассказать всё-всё-всё об этом пейзаже. В этом вам поможет рамка, потому что она несколько ограничит ваше восприятие.

  • Не берите сюжеты только одного плана. То есть только ближний план, например, трава, кусты — вы просто запутаетесь и вам будет сложно с этим разобраться, если вы еще новичок. 

  • Не берите только дальние планы, когда мы смотрим на сюжет и всё изображаемое далеко от нас. В этом случае всё погружается в атмосферную дымку, будет мягким и не будет достаточно контрактов, которые придадут красоты вашей работе, которые покажут разделение планов. Я рекомендую вам найти несложный для начала пейзаж, в котором будет и кусочек переднего плана — кусты и деревья на переднем плане, и, обязательно, атмосферный дальний план, в котором видны средний план, дальний план, горы и холмы. Тогда вам будет проще изобразить всё это, показать глубину пространства и состояние в пейзаже.