Дадаизм — авангардистское движение в искусстве

Дадизм (или Дада) — это одно из множества авангардистских движений в искусстве первой половины 20 века.
Интересно, что само слово "Дада" не значит ничего конкретного. Основатель и идеолог течения Тристан Тцара просто наткнулся на него в словаре и обнаружил, что у слова так много значений, что, по большому счёту, оно совершенно бессмысленно и отлично подойдет для определения всего течения в целом.
Дело в том, что после ужасов Первой мировой художники начали исследовать феномен войны в принципе и решили, что причинами конфликтов являются рационализм и логика. Таким образом сформировалась основная идеологическая линия дадаистов — отказ от всякой конкретики, уход от традиционных из физических канонов и разрушение стандартов искусства, признанных на тот момент.

Представители дадаизма

Здесь можно вспомнить одного из самых знаменитых и влиятельных художников 20 века Марселя Дюшана, который ознаменовал новую эпоху в изобразительном искусстве, введя термин Реди-мейд (от англ. ready — готовый и англ. made — сделанный) или готового искусства. Он создавал произведения, используя бытовые вещи и лишь меняя их контекст. Как пример, он перевернул писсуар и водрузил велосипедное колесо на табуретку.


Географически течение изначально локализовалось в Швейцарии. Однако, мысль о разрушении признанных устоев быстро разошлась по ближайшим странам Европы.

Дадаизм в искусстве

Сам по себе Дадаизм основывался на идеологиях левых политических движений — анархизма и коммунизма, однако имел антивоенный характер. Что касается изобразительного искусства, то здесь главным воплощением дадаизма стал коллаж. На самом деле, именно этим художникам мы обязаны огромным количеством новых техник и приемов в современном искусстве. Ну, так или иначе, все произведения, будь то плакат, полотно или ассамбляж, носили политический, зачастую протестный заряд. Все они были агитацией в том или ином виде.

Существует множество подходов к коллажу в дадаизме. Так, многие художники создавали свои произведения, полагаясь на случай, не заряжая работу каким-то вербальным посланием, а в принципе зашифровывая в неё подсознательную эмоциональную свободу. Дадаизм оказал огромное влияние на развитие искусства, фактически заложив фундамент для постмодернизма. К сожалению, уже в 20 годы прошлого века направление зашло в тупик. Французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом.