Что такое витраж?
Давайте не станем вдаваться в частности, исследуя истоки происхождения термина «витраж», как не будем и отслеживать его многовековую историю. Согласитесь, что превращать сайт о производстве художественного стекла в некое подобие исторического справочника просто нерационально, ибо энциклопедические сведения о витраже возможно найти без каких бы то ни было проблем, а мы гораздо полезнее проведём время, узнавая о некоторых специальных аспектах создания и применения изделий из витража: это будет и практичнее, и намного интереснее.
Тем не менее, пару слов о происхождении и развитии этого уникального способа отделки помещений непременно следует сказать, поскольку среди всех иных декорирующих (а вместе с тем, и конструкционных) строительных и отделочных материалов и изделий, художественное стекло — и витраж в том числе — выделяется принципиально. Оно обладает ярко выраженной индивидуальностью в воплощении всякого творческого замысла, и если возможно сравнивать витраж с чем-либо по эффектности, то только с разноцветными подсвеченными фонтанами — ничто другое для витража не конкурент…
Вообще, сам термин возник где-то в раннем средневековье. Хотя следы производства декоративных предметов из оптически прозрачного материала уходят в глубокую древность, прижилось во всех языках (во всяком случае, европейских) именно данное слово, и это ничуть не вызывает удивления. Дело в том, что латинское «vitrum» обозначает как раз «стекло», а лет эдак семьсот-восемьсот назад иных светопрозрачных материалов попросту не знали. Надо полагать, витраж — в виде восхитительных итальянских композиций — уже в те мрачноватые времена, действительно производил ни с чем не сравнимое впечатление, если на изделия из него тратились колоссальные суммы. Кстати, любопытный факт: знаменитые итальянские мастера (слышали когда-нибудь о венецианских зеркалах? — вот-вот, это всё оттуда!) уже в тринадцатом веке имели собственное «ноу-хау», позволяющее создавать художественную роспись по стеклу! (В это почти невозможно поверить, но витражи подобного типа описываются уже в хрониках времён разгара Столетней войны.) Поясню: даже сегодня, в век небывалого расцвета субмолекулярных высоких технологий, не существует полупрозрачных красок достаточной надёжности и долговечности (такие покрытия чрезвычайно капризны, даже немецкие клеи Bohle весьма подвержены климатическим воздействиям, в частности — влиянию перепадов плюсовых / минусовых температур).
В те далёкие времена, цветное художественное стекло для изготовления витража пытались производить по всей Европе (не стоит заблуждаться, полагая, будто предки только и знали, что носиться по пыльным дорогам с мечами да арбалетами; всегда хватало и талантливых инженеров, и одарённых ремесленников). Изделие получалось мутноватым, неоднородным и либо чересчур хрупким, либо склонным к изменению формы / свойств (вдумайтесь в сущность слова «стекло», и вопросы исчезнут). Следовательно, витраж из подобных материалов был недолговечен, и состоятельные индивидуумы (аристократия) или располагавшие немалыми доходами организации (папский престол, трон, вообще церковь, монашеские и рыцарские ордена) обращались к признанным мастерам художественного стекла. Впрочем, понятие «промышленный шпионаж» возникло не на пустом месте, и где-то веке в четырнадцатом профессионалов уже хватало практически везде, от Испании до Австрии. Правда, была бедновата цветовая гамма витража, но и этого хватало для создания бесподобных по красоте композиций…
Технический, и разумеется — технологический прорыв произошёл не сразу и не вдруг, но в полном соответствии с законами развития технократической цивилизации: сей рубеж был преодолён в период с середины восемнадцатого века, и приблизительно до конца девятнадцатого (для тех, кто склонен открывать дискуссии по всякому поводу, поясняю: я вовсе не утверждаю, что этот процесс тогда же и закончился). Витраж «скакнул» на совершенно иной уровень (тогда же появилась и технология «тиффани»), а комбинаторы от хитрой науки химии начали экспериментировать с органикой и вплотную подошли к созданию индустрии пластмасс… наконец, мы с вами наблюдаем расцвет эпохи псевдовитража и фьюзинга — и эффективность современных технологий на порядок выше, чем сто лет назад, поскольку мы имеем возможность использовать не только банальные цветные полупрозрачные материалы, но ещё и всю мощь грамотной реализации искусственного освещения и подсветки. Таким образом, витраж не только ничуть не «устарел» (даже и говорить-то смешно об этом), но обрёл второе дыхание и заявил о себе, как ведущий способ оживления дизайна интерьера.
В заключение скажу о том, что работа с художественным стеклом требует высокой квалификации, особенно для таких видов декоративной отделки помещений, как тиффани и фьюзинг (немного менее требователен производственный процесс пескоструйной обработки и гравировки, что ощутимо сказывается на сокращении итоговой стоимости изделия). Кроме того, сами материалы для создания высококачественных композиций весьма недёшевы, а технологии сложны и трудоёмки, так что конечный результат… пожалуй, следует выразиться так: затраты необходимо непременно учитывать в бюджете (исключением являются дешёвые имитации, так называемый «ламинированный псевдовитраж»).
Производством витража в Череповце занимается не только наша «Художественная мастерская», но также и другие изготовители аналогичного профиля. Как правило, их специализация несколько более «размыта», то есть для таких предприятий основным видом бизнеса является некое иное направление: скажем, наружная световая реклама, производство мебели и так далее. Есть ли у нас и у нашей продукции какие-либо преимущества перед потенциальными конкурентами? — об этом вы прочтёте в тематической статье «Витраж в Череповце и Вологодской области».