Классический витраж

Классический витраж. Фрагмент


Прежде чем описывать технологии, применяемые для изготовления изделий типа «классический витраж», следует напомнить, что всякая работа с художественным стеклом должна начинаться с разработки проекта; это требование относится ко всем разновидностям производства, и отличается процесс проектирования лишь большей или меньшей сложностью применяемых технологий. Классический витраж является одним из наиболее трудоёмких методик создания творческих композиций из прозрачных материалов, суть её — это изготовление изделия именно из силикатного стекла, без какой-либо термической обработки.


Первый способ: традиционное «изделие в переплёте». Элементы композиции соединяются Н-образным профилем из металла, в подавляющем большинстве случаев — свинцовым, гораздо реже медным, латунным и т.п. (разумеется, здесь применяются специальные типы строительных и отделочных материалов). Этот метод пригоден для статичных, вертикально устанавливаемых изделий, выполненных в одной плоскости; сегодня применяется очень и очень редко, в основном для монументальных конструкций, изначально предназначенных не для использования в дизайне интерьера, а для декоративного ландшафтного благоустройства. Классический витраж весьма сложно совмещается с оформлением бытовой обстановки (мебель и прочее), но иногда рационален в оборудовании холлов гостиниц, отелей, баров и т.п. По сравнению с технологией «тиффани» (об этой разновидности художественного стекла вы можете прочесть ниже, а также более подробно в специальной тематической статье по ссылке), классический витраж представляется гораздо более грубым (если рассматривать с близкого расстояния), однако, при использовании достаточно крупных отдельных фрагментов и общих размерах, превышающих известный предел — например, в несколько метров — применение классического витража становится целесообразным. Выполняется исключительно по разовому проекту.


Напомним, что как раз такие конструкции нередко называют попросту «витраж из стекла», но подобное неопределённое выражение не имеет ничего общего с официальной, или хотя бы сколько-нибудь понятной и конкретной терминологией. Это словосочетание некорректно, поскольку оно абсолютно ни о чём не говорит, так как помимо описанного метода сборки оптически прозрачных изделий, существуют и другие, причём гораздо более технологичные и эффектные приёмы работы с художественным стеклом.


Второй способ: витраж, изготовленный по технологии «тиффани». Каждый элемент композиции по периметру оправляется полосой медной фольги, затем детали соединяются друг с другом с помощью пайки. Весьма трудоёмкая, требующая высокого профессионализма технология, позволяющая собирать изделия практически любой степени сложности – как плоские, так и объёмные.


Изготовленные этим методом витражи пригодны для использования практически везде, где может быть установлено художественное стекло (мебель, отделка помещений, оригинальное остекление для таких компонентов дизайна интерьера, как двери и перегородки, веранды, беседки, шкафы и шкафы-купе, витрины, стеклопакеты и окна сложных форм, мансарды, световые проёмы, подвесные потолки, плафоны светильников и иных осветительных электроприборов и прочее).
Применяются очень широко, как в ландшафтном благоустройстве, так и для отделки внутри зданий и сооружений (см. статью «Дизайн интерьера: мебель, проект, отделка»). Для этих изделий применяются обособленные группы строительных и отделочных материалов (подробнее читайте в отдельной заметке).


Витражи, изготовленные двумя вышеописанными способами, по вполне понятным причинам называют «перегородчатыми». Внешне они очень похожи (последний изящнее и утончённее), поэтому изделия, выполненные по этим технологиям, часто называют общим собирательным именем «классический витраж из стекла». По эффекту декоративности, равных себе не имеют.


Поскольку речь идёт о композициях из силикатного стекла, уместно напомнить ещё об одном типе изделий — хотя под определение «классический витраж» таковое ни в коей мере не подходит. Конечно же, здесь подразумевается методика «фьюзинг». Суть технологии фьюзинга — спекание стекла: заготовка для будущей композиции представляет собою площадку-основание (листовое стекло), на котором выкладывается рисунок из тщательно подогнанных деталей; затем следует высокотемпературная обработка в специальной печи. Результатом спекания является цветное, полноразмерное, монолитное изделие. Это сложный и трудоёмкий метод, который позволяет получать чрезвычайно эффектные композиции с плавными, акварельно-нежными переходами от цвета к цвету. Фьюзинг вполне заслуженно весьма широко распространён, очень популярен в изделиях мебели и ландшафтного дизайна.


Напоследок напомним, что в Череповце и Вологодской области наш коллектив представляет наиболее опытных профессионалов работы с художественным стеклом.