В Москве представили рисунки Сальвадора Дали к "Алисе в Стране чудес"

Галерея Altmans, в последнее время представляющая нам один выставочный хит за другим (оправдывая свое имя "галереи первых имен"), пусть и преследуя собственные цели, решила внести свою лепту в празднование 185-летнего юбилея Льюиса Кэрролла.



И сделала это, как всегда ярко и громко, связав таинственные похождения девочки Алисы в Стране чудес с фантазером Сальвадором Дали. В итоге главный сюрреалист предстает перед нами с непривычной стороны - в качестве графика, рисовальщика.

В 1969 году один из редакторов издательства Random House нанял Дали, чтобы тот проиллюстрировал ограниченный тираж "Приключений Алисы в Стране чудес". Вдохновившись, испанец создал 13 гуашевых рисунков (по одному к каждой из 12 глав и обложку), которые затем обратил в красочные гелиогравюры.

В своей графике и акварелях Дали не мистик, а, прежде всего, мастер рисунка и цвета с удивляющим зрителя поэтическим видением сюжета. Его Алиса на выставке - абсолютно разная. Она тут девочка летающая, отбрасывающая и не отбрасывающая тени, занесшая над головой скакалку, "прыгающая" с рисунка на рисунок, уносящаяся все дальше, вглубь страны своих фантазий, центр композиции и ее еле намеченный край и даже часть девочки.

Полет начинается с обложки - двухцветной, абсолютно не "далийной": набросанная легким коричневым штрихом фигура несется по едва намеченной дороге к почти незаметным контурам гор. А вот на листе с иллюстрацией к главе "Совет гусеницы" от Алисы только рука, изгибающаяся - видно, вместо шеи (именно она в книжке удлиняется и изгибается в разговоре с гусеницей). При этом густо наведенная гуашь насыщает лист сказочными тонами.

Краска настолько разбавлена водой, что просто стекает вниз по листу на "Поросенке и Перце" и "Безумном чаепитии": и изображение, честно говоря, кажется на первый взгляд не то что не работой великого Сальвадора, но и просто не кажется работой художника. Но тут же видишь, что потеки краски - это просто дождь, пролившийся с чеширского кота (не беремся разгадывать задумки Мистификатора) и где-то среди них находишь девочку со скакалкой и успокаиваешься. Это, безусловно, Дали - способный наводить тень на плетень не только скрупулезной прописью деталей, но и переходящей от пурпурно-красного в еле оранжевую гуашь в стволе дерева. Проросшего сквозь узнаваемые "расплавленные" часы.